Программа дополнительного образования Логика для дошколят

Содержание
Название
1. Пояснительная записка

Страницы

1.1. Актуальность
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Мониторинг уровня знаний и умений
2.4. Структура образовательной деятельности
2.5. Ожидаемый результат реализации программы
2.6. Форма представления результата
3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка учебному плану программы
3.2. Нормативные основания составления учебного плана
3.3. Учебный план
4. Методическое сопровождение программы
4.1. Перспективное планирование
4.2. Тематическое планирование
5. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы

3

1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Стремительно меняющий мир, мир технологий, интернета, виртуальной реальности,
именно такой новый мир встречает наших детей. Информационные технологии дают нам новые
возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы
они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно
научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении
нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. И это все называется умение
мыслить логически или логическое мышление.
Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в
ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты
представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Овладение
логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка,
поэтому дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим понятийным мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности
дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимость
способность рассуждать. Старший дошкольный возраст является сенситивным для обучения, опирающегося на наглядность» - так говорила Белошистая А.В. Чем раньше взрослые будут
способствовать развитию логического мышления у дошкольников, тем лучше будут развиваться
мыслительные операции.
Учитывая природную любознательность дошкольника, учитывая сенситивный период и
запрос родителей, была разработана программа «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования».
В программе «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования» предлагается
развивать логическое мышление с помощью игр и игровых упражнений. Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и
задания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и включает в себя
нестандартные дидактические средства.
•
Логические блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Логические
блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними
способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения
классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. А также
учат детей цвету, форме, величине.
•
Палочки Кюизенера
Многофункциональное математическое пособие, которое позволяет «через руки» ребенка
формировать понятие числовой последовательности, состав числа, «право-лево», «выше-ниже».
Набор способствует развитию наглядно-образного мышления, творческих способностей детей,
внимания.
•
Кубики Никитина
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону,
а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ,
способность к самостоятельности. Детям интересно заниматься с кубиками: у них активно развивается мелкая моторика, ребёнок изучает цвета и геометрические фигуры, развивается воображение, логическое и творческое мышление.
•
Лего-конструирование
Играя и обучаясь легоконструированию, у детей развивается внимание, память возникает
большой интерес к моделированию. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются своей
богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности, желанием изобретать.
4

•

Интерактивная панель
Смарт технологии – это инструмент педагога в современном образовании. Использование
интерактивной доски на развивающих занятиях с дошкольниками является активным психолого-педагогическим средствам формирования всесторонне развитой личности дошкольника и обладает рядом функций, влияющих на развитие представлений ребенка об
окружающем мире. Способствует достижению таких результатов как развитие творческого
и наглядно-образного мышления, тренировка памяти, внимания, речи. Технические
возможности мотивируют детей, увлекают их в образовательный процесс. Выполнение
заданий и быстрая проверка результатов способствуют повышению самооценки
дошкольников, развивают их инициативу и самостоятельность. С помощью смарт
технологий легко погрузить детей в игровую ситуацию.
Для наилучшего усвоения информации интерактивные игры, представленные в комплексе
программного обеспечения «Алма» задействуют все основные способы восприятия информации у детей: визуальный; аудиальный. Благодаря совмещению этих видов восприятия
информации пройденный материал воспринимается проще и запоминается надолго.
Интерактивные игры в ДОУ становятся первым контролируемым шагом в знакомстве детей
с интерактивным оборудованием, без которого сложно представить современную жизнь.

Направленность программы: естественнонаучная и социально-педагогическая.
1.2. Нормативные основания составления учебного плана непосредственной
образовательной деятельности.
Дополнительная программа «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования»
разработана в соответствии:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»;
• Локальным актом ИП Мордвовой И.С.

5

1.3. Цели и задачи Программы
Цель программы: развивать логическое мышление у старших дошкольников, через систему развивающих игр и пособий.
Задачи: обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению,
классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям. Учить детей
ориентироваться в пространстве. Развивать у детей высшие психические функции, умение
рассуждать, доказывать. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,
желания прийти на помощь сверстнику.
Формы занятий: одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к
каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства
коллективизма.
1.4. Теоретическая база программы
На основе методического пособия «Логика и математика для дошкольников» (Авторы –
составители: Е. А. Носова, Р.Л. Непомнящая) была составлена программа по развитию
логического мышления детей старшего дошкольного возраста. При составлении программы
использовалисьразвивающие дидактические пособия, аннотации к ним.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы работы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
старшего дошкольного возраста, комплексный подход, вариативность занятий, наглядность,
использование современных средств и оборудования в деятельности детей и взрослого.
Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным
знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех
стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е.
понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять
систематический перебор материалов. Принцип творчества (креативности) предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.

6

2. Содержание программы
2.1. Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения – кружок.
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 30 (с октября по май).
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю
Возраст
4-5лет
5-6 лет

Длительность
20 минут
25 минут

Психолого-педагогический анализ знаний и умений результативности реализации
программы «Логика для дошколят» проводится исследование уровня развития логического
мышленияи его операций, для чего применяются следующие методики:
1. «Разрезные картинки» автор Забрамная С.Д.
2. «Последовательность событий» автор Бернштейн Н.А.
3. «4 лишний» автор Немов Р.С.
4. «Раздели на группы» автор Доценко Е.В.
Мониторинг по программе «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования»
проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Результаты вносятся в общую
таблицу, что более ясно помогает выявить уровень сформированности логического мышления и
предпосылки его становления у дошкольников.
2.2. Методы и приемы
Методы
Наглядный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично-поисковый

Приемы
демонстрация (показ предметов, образца, способа действия); использование ТСО (компьютер).
Воспроизводство знаний и способов деятельности (беседа, упражнения
по аналогу, основы программирования)
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы. Выполнения работ на заданную тему, по инструкции,
по образцу, на слух.
Объяснение, рассказ, беседа, вопросы.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческие задания.
Дидактические, словесные, подвижные игры; создание игровых ситуаций, сюрпризные моменты, соревнование;
Решение проблемных задач с помощью педагога.

7

2.3. Мониторинг программы
Для изучения результативности реализации программы «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования» проводится исследование уровня развития логического мышления и
его операций, для чего применяются следующие методики:
1. «Разрезные картинки».
2. «Последовательность событий».
3. «4 лишний».
4. «Раздели на группы».
Результаты фиксируются и заносятся в общую таблицу:
Фамилия, имя
Дата обследования
Суббтесты
1

Возраст
2

3

4

Общий

результат

Баллы
Уровень
Высокий-ребенок выполнил все задания самостоятельно, без помощи взрослого.
Средний-ребенку понадобилась незначительная помощь взрослого.
Низкий- не справился с большей частью заданий, даже после обучения.
Суббтесты:
1. Методика «Разрезные картинки» Забрамная С.Д.
Цель методики: изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.
Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.
Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой
предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой
предмет.
Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов –
от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие.
Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого,
который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до
начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его
окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Анализ результатов.
1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после
обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов,
после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб
либо практическим примериванием.
2. Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.
Цель методики: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение
понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Материал: для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6
картин), на которых изображены этапы какого-либо события.
8

Инструкция: Начиная с 5ти лет применяя серии картинок 1ого варианта. Для детей начальных классов и старше – 2 ого варианта.
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен
понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке
рассказ.
«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие, акцентируй внимание. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами,
чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
Обработка результатов:
Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический
рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее,
сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа.
Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате
не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
3. «4 лишний» - Немов Р.С.
Цель методики: определить уровень сформированности обобщения, как операции
логического мышления.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы
образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является
лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав
лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл
— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов - высокий.
4—7 баллов - средний.
2—3 балла - низкий.
0 - 1 балл - очень низкий.
4.Методика «Раздели на группы»
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники).
9

Цель методики: оценка образно-логического мышления ребенка. Умение ребенка
систематизировать, процесс ограничения.
Ход исследования: ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические
фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных
групп.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по
какому признаку они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше, чем 2
минуты.8-9 баллов – выделил все группы за время от 2,5 до 3 минут.
6-7 баллов – выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 минут.
4-5 баллов – за время 3 минуты ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп.
2-3 балла – за время 3 минуты ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп.
0-1 балл – за время 3 минуты ребенок сумел выделить не более 1 группы фигур.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
4-7 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
1 балл – очень низкий.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1

Протокол (Методика «Раздели на группы»).
Фамилия, имя
Дата обследования
Группы

Возраст
Отметка о нахождении

Треугольники
Круги
Квадраты
Ромбы
Красные фигуры
Синие фигуры
Желтые фигуры
Белые фигуры
Большие фигуры
Малые фигуры
Время выполнения
Балл

2.4. Структура ООД
Этапы

Длительность

Задачи

Разминка

4-6 лет 2минуты

В виде загадки, знакомства со сказочным
персонажем позволяет активизировать
внимание детей, поднять их настроение,
помогает настроить на продуктивную деятельность.
10

Основная часть
Развивающая игра

4-5 лет – 12 минут
5-6 лет – 17 минут

Динамическая пауза

4-6лет 3 минуты

Заключительная часть (ритуал 4-6 лет 3 минуты
прощания)

Включает в себя разделы программы, чередуется в зависимости от темы.
Развивающие игры способствуют развитию логического мышления.
Расслабление,
способность
переключиться
с
одного
вида
деятельности на другой, способствует
развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление пройденного материала,
обсуждение
и
самооценивание,
оценивание группы. Завершения занятия
ритуалом прощания, для сохранения
положительного настроения.

2.5. Ожидаемые результаты
Требования
Содержание
Знать
Знать свойства предметов: цвет, форма, величина.
Уметь
Производить логические действия:
– выделять 1-4 свойства предметов;
– сравнивать предметы по 1-3 свойствам;
– классифицировать и обобщать по 1-2 свойствам;
– проводить геометрические аналогии по 1 свойству.
– Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
– Может при помощи суждений делать умозаключения.
– Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Иметь представление

Иметь представление о закономерностях и аналогиях, способах
кодирования и декодирования информации о свойствах предметов.

Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления. Развиваются индивидуальные способности ребенка.
Программа «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования» поможет ребенку
в формирование его познавательных интересов окружающей действительности. В процессе
освоения программы ребенок научится логическим приемам, логическим операциям – сравнению,
обобщению, анализу, синтезу, классификации, аналогии. Дети научатся основам программирования и кодированию информации в символической форме. Их формирование важно для ребенка,
как с общеобразовательной точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.
2.6. Форма предоставления результатов
2 раза в год проводятся индивидуальные встречи с родителями, на которых представляются
результаты диагностики, даются рекомендации по развитию психических процессов.
•
Участие детей в интернет- о л и м п и а д а х ;
•
Открытое занятие для родителей;
•
Индивидуальные встречи с родителями.

11

3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка учебному плану программы

Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и
рассчитана на 1 учебный год. Предполагается возможность продолжения обучения по программе в
следующей возрастной группе.
Предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня с разной
продолжительностью, в зависимости от возраста детей.
Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Общее количество учебных
занятий в год – 30.
Краткое описание разделов (указанно в учебном плане) и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которые будут на занятии):
•
Анализ –синтез.
Цель - учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить
мысленно соединять в единое целое части предмета.
•
Сравнение.
Цель - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в
пространстве.
•
Ограничение.
Цель - учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным
признакам. Развивать наблюдательность детей.
•
Обобщение.
Цель - учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
•
Систематизация.
Цель - учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить
рассказывать по картинке, пересказывать.
•
Классификация.
Цель - учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.
Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
•
Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению
бытовых знаний детей. Развивать воображение.
3.2. Нормативные основания составления учебного плана

•
•

•

•
•

Учебный план разработан в соответствии:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
12

•
•

Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
Локальный акт ИП Мордвовой И.С.
3.3. Учебный план

Направленность

Интеграция
образовате
льных
областей
Социально
коммуника
тивное
развитие,
познавател
ьное
развитие,
речевое
развитие

Название
объединения

Форма Учебная группа
заняти
я
год
Колич
обуче- ество
ния,
групп
колич
ество
занятий
«Логика
Груп- 1 год 2
для
до- повая обуче- групшколят с
ния,
пы
элемента30
ми LECO
заняти
конструий
рования»

Наполняемость

Воз
раст
детей

Количество
занятий
в
неделю,
длитель
ность

Ито
го
час
ов
в
неде
лю

До
10 От 4 1 занячеловек
до 6 тие
в
лет
неделю 0,3
4-5 – 20 часа
минут
5-6 – 25
минут
0,5
часа

Итого
занятий/часо
в в год

30/9 ч

30/15 ч

Занятие с детьми по программе «Логика для дошколят с элементами LECO
конструирования»
Игровые сеансы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Итого

Объём учебной нагрузки по программе
(количество игровых занятий)
Средняя и Старшая группы
4
4
4
3
3
4
3
4
1
30

13

Календарный учебный график проведения занятий по программе
«Логика для дошколят с элементами LECO конструирования»
№

Содержание

Возрастная группа

п/п
1

Количество групп

1 группа

2

Количество занятий в неделю

1 занятие в неделю

3

Начало учебного года

1 сентября

4

Окончание учебного года

6 мая

5

Количество недель в учебном году

30 недель

6

Продолжительность учебной недели

5 дней (пн.-пт.)

7

Начало непосредственной образовательной
деятельности

Вечер понедельник 18.00

8

Окончание непосредственной образовательной
деятельности

Вечер понедельник 18.25

9

Перерыв между непосредственной
образовательной деятельностью

нет

10

Продолжительность непосредственной
образовательной деятельности

Средняя группа- 20 минут

Объем недельной нагрузки

Средняя группа – 20 минут

11

Старшая группа – 25 минут

Старшая группа – 25 минут
12

Сроки проведения каникул

Зимние
Летние

13

Летний оздоровительный период

С 6 мая по 31 августа

14

Сроки проведения мониторинга

1 неделя сентября - вводная
1 неделя мая - итоговая.

15

Период проведения родительских собраний

2 неделя сентября, 2 неделя мая.

16

Открытое занятие для родителей

1 неделя мая

17

Праздничные дни

3 - 4 ноября – День народного
единства
14

1-11 января - Новогодние праздники
21 - 23 февраля – День Защитника
Отечества
7 - 9 марта Международный женский
день
1-4 мая, 9-11 мая – Майские
праздники
18

Работа в летний период

Занятие не проводятся

19

Прием специалистов (педагог-психолог)

Вт, ср, пт

20

Приемные часы администрации
Директор

Пн-Пт 16:00 – 18:00

Администрация детского сада

Среда 16:00 – 18:00

15

4. Методическое обеспечение программы
4.2. Перспективное планирование для детей 4-5 лет
Возрастная группа
Средняя
1

Итого

1

2

Помоги Незнайке

1

1

4

«Самый внимательный»

1

1

5

Герои сказок

1

2

6

«Умозаключения»

1

1

7

«Что, за чудо роботы»

1

1

8

«Изменения»

1

1

9

«Салон загадок»

1

2

10

«Классификация»

1

1

11

«Сложи узор»

1

1

12

«Чей это дом»

1

2

13

«Бродилки»

1

1

14

«Прогулка в парк»

1

1

15

«Сравнение»

1

2

16

«Решение логических задач»

1

3

17

«Поиск клада»

1

2

18

«Поиск клада»

1

1

19

«Обобщение»

1

1

20

«Да здравствует умник»

1

2

21

Итоговая
диагностика

1

1

№ п/п

Название темы

1
2

Знакомство
«Входная диагностика»
Путешествие в страну логика

3

Итого:

1

30

16

4.3. Перспективное планирование для детей 5-6 лет
Возрастная группа
Старшая
1

Итого

1

2

Ковер самолет

1

1

4

«Говорушка»

1

1

5

Герои сказок

1

2

6

«Остров обезьян»

1

1

7

«Человечки»

1

1

8

«Изменения»

1

1

9

«Салон загадок»

1

2

10

«Дороги»

1

1

11

«Сложи узор»

1

3

12

«Чей это дом»

1

2

13

«Что лишнее»

1

1

14

«Логично» «Не логично»

1

1

15

«Сравнение»

1

2

16

«Страна нелепицы»

1

2

17

«Ты герой»

1

2

18

«Поиск клада»

1

1

19

«Обобщение»

1

1

20

«Да здравствует умник»

1

1

21

Итоговая
диагностика

1

1

№ п/п

Название темы

1
2

Знакомство
«Входная диагностика»
Путешествие в страну логика

3

Итого:

1

30

17

4.5. Тематическое планирование
№ Месяц
Неделя Тема
п/п
Средняя группа
1

Октябрь 1
не
деля

Задачи

Знакомство
«Входная диагностика»

2
3

Октябрь 2 и 3 Путешествие
недели страну логика

в

4

Октябрь 4
неделя

Помоги Незнайке

5

Октябрь 1
неделя

«Самый внимательный»

6
7

Ноябрь

2 и3
неделя

Герои сказок

8

Ноябрь

4
неделя

«Умозаключения»

9

Ноябрь

1
неделя

«Что, за чудо роботы»

10

Ноябрь

2
неделя

«Изменения»

11
12

Ноябрь

3 и 4 «Салон загадок»
неделя

13

Декабрь

1
неделя

«Классификация»

Погружение детей в атмосферу загадочности,
развитие интереса к предстоящей работе. Развития
наблюдательности,
творческого
воображения.
Обследование
логического
мышления
дошкольников.
Закрепить знания детей о свойствах предметов:
цвет, форма, размер, толщина. Развивать умения
выявлять и абстрагировать свойства, следуя
алгоритму.
Упражнять детей в умении осуществлять
целенаправленные
поисковые
действия
умственного плана, частичном мысленном решении
задач.
Знакомство детей с персонажами страны Логика,
развивать коммуникативные навыки, умение слушать собеседника. Развивать умение анализировать. Делать выводы.
Развивать умение осуществлять зрительно –
мыслительный анализ. Развивать речь детей,
развивать умение мыслить пространственными
образами (объемные фигуры). Учить детей
квалифицировать предметы по свойствам. Учить
сравнивать числа, упражнять в умении определять
направление движения посредством знаков большеменьше, направление движения (направо. налево,
прямо), развивать внимание, логическое мышление.
Учить детей мысленно распределять
предметы по группам по их свойствам; способствовать обогащению словарного
запаса детей, расширять бытовые знания,
закреплять обобщающие понятия,
свободно оперировать ими
Учить работать на листе в клетку, закрепить понятия «лево, право», закрепить умение отсчитывать
нужное количество клеточек, развивать внимание,
память, мышление. Учить работать с интерактивным оборудованием, учить элементам программирования.
Развивать конструктивные навыки детей, умение
действовать по образцу, умение выстраивать аналогии, делать выводы.
Познакомить детей с понятием «закономерность».
Учить работать с интерактивным оборудованием,
учить элементам программирования.
Развития комбинированных способностей, развитие
способностей и представлений о симметрии. Развивать умение сравнивать.
18

14
15

Декабрь

2 и 3 «Сложи узор»
неделя

Работа с кубиками Никитина, развивать умение
выполнять
логические
операции,
умение
действовать по схеме. Развивать логическое
мышление.
«Чей это дом»
Продолжать формировать умение через игру
выполнять эксперименты, делать умозаключения,
преодолевать логические препятствия.
«Бродилки»
Формирования конкретного смысла действий сложения и вычитания, развитие умения анализировать, мыслить.
«Прогулка в
Развивать умение детей производить логические
парк»
действия.
Закрепить
знания
детей
о
закономерностях и аналогиях.
«Сравнение»
Сравнение по самостоятельно выделеннымсв-м.
- Умение разбивать множество, производить логическую операции «не», «и», «или».
- Умение обобщать, делать выводы.
Умение обобщать, делать выводы.
«Решение логиче- Развитие умения выявлять и абстрагировать
ских задач»
свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Решение логических задачи на основе зрительного
восприятия, понимание предложенной задачи и
решение ее самостоятельно.
«Решение логических задач»

16
17

Январь

2-3
недели

18

Январь

4
неделя

19

Февраль

1
неделя

20
21

Февраль 2-3
недели

21

Февраль 3
неделя

22
23

Март

1-2
недели

24
25

Март

3-4
недели

«Поиск клада»

26

Апрель

1
неделя

«Обобщение»

27
28

Апрель

1-2
неделя

«Да здравствует
умник»

29

Апрель

3
неделя

«Да здравствует
умник»

30

Май

1
неделя

Итоговая
диагностика

Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Решение логических задачи на основе зрительного
восприятия, понимание предложенной задачи и
решение ее самостоятельно.
Учить детей кодировать информацию о свойствах
предметов. Закрепить умение выделять, обобщать,
сравнивать, предметы по 2-3 заданным свойствам. Развивать умение добиваться цели приемлемым способом.
Учить детей кодировать информацию о свойствах
предметов. Закрепить умение выделять, обобщать,
сравнивать, предметы по 2-3 заданным свойствам.
Развивать умение добиваться цели приемлемым
способом.
Развитие произвольности и внимания, памяти.
Развития
пространственного
изображения.
Развития
умения
рассуждать
и
делать
умозаключения.
Выявления уровня логического мышления.

19

Тематическое планирование
№
п/п

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Старшая группа
1

Октябрь

1 неделя

2
3

Октябрь

2 и 3 недели

4

Октябрь

4 неделя

5

Октябрь

1 неделя

6
7

Ноябрь

2 и 3 неделя

8

Ноябрь

4 неделя

9

Ноябрь

1 неделя

Погружение детей в атмосферу загадочности, развитие интереса к
предстоящей
работе.
Развития
наблюдательности,
творческого
воображения.
Обследование
логического
мышления
дошкольников.
Путешествие
в Закрепить знания детей о свойствах
страну логика
предметов: цвет, форма, размер,
толщина. Развивать умения выявлять
и абстрагировать свойства, следуя
алгоритму.
Ковер самолет
Развития пространственного
воображения, сообразительность.
Развивать интерес к совместным
играм,желание играть дружно.
«Говорушка»
Знакомство детей с персонажами
страны Логика, развивать коммуникативные навыки, умение слушать
собеседника. Развивать умение анализировать. Делать выводы.
Герои сказок
Развивать умение осуществлять
зрительно-мыслительный
анализ.
Развивать речь детей, развивать
умение мыслить пространственными
образами (объемные фигуры). Учить
детей квалифицировать предметы
по
свойствам.
«Остров обезьян» Учить детей сопереживать героем,
развивать
комбинированные
способности детей. Учить детей
обобщать предметы по заданным
свойствам,
устанавливать
закономерности. Закрепить умение
выделять,
сравнивать,
классифицировать предметы по 1-2
заданным свойствам.
«Человечки»
Развивать
умение
кодировать
простейшие действия с числами.
Развивать умение считать до 10,
закреплять образы чисел. Развивать
умение
классифицировать
и
сравнивать
предметы.
Знакомство
«Входная диагностика»

20

10

Ноябрь

2 неделя

«Изменения»

11
12

Ноябрь

3 и 4 неделя

«Салон загадок»

13

Декабрь

1 неделя

«Дороги»

14
15

Декабрь

2 и 3 неделя

«Сложи узор»

16

Январь

2 неделя

«Сложи узор»

17
18

Январь

3-4 недели

«Чей это дом»

19

Февраль

1 неделя

«Что лишнее»

20

Февраль

2 неделя

«Логично» «Не
логично»

21

Февраль

3 неделя

«Сравнение»

22

Март

1 неделя

«Сравнение»

Развивать конструктивные навыки
детей, умение действовать по
образцу,
умение
выстраивать
аналогии,делать выводы.
Познакомить детей с понятием
«закономерность».
Учить детей обобщать предметы
по заданным свойствам, устанавливать закономерности. Закрепить
умение
выделять,
сравнивать,
классифицировать предметы по 1-2
заданным свойствам
Развития комбинированных
способностей,
развитие
способностей
и
представлений о симметрии. Развивать умение сравнивать.
Работа с кубиками Никитина, развивать умение выполнять логические
операции, умение действовать по
схеме. Развивать логическое мышление.
Работа с кубиками Никитина, развивать умение выполнять логические
операции, умение действовать по
схеме. Развивать логическое мышление.
Формирования конкретного смысла
действий сложения и вычитания,
развитие умения анализировать,
мыслить.
Развивать умение детей производить
логические действия. Закрепить знания детей о закономерностях и
аналогиях.
Сравнение по самостоятельно выделеннымсв-м.
- Умение разбивать множество,
производить логическую операции
«не»,
«и», «или».
- Умение обобщать, делать выводы.
Умение обобщать, делать выводы.
Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства,
рассуждать,
аргументировать свой выбор.
Решение логических задачи на основе зрительного восприятия, понимание предложенной задачи и решение
ее самостоятельно.
Развитие умения выявлять и абстрагировать
свойства,
рассуждать,
аргументировать свой выбор.
Решение логических задачи на осно21

23
24

Март

2-3 недели

«Страна нелепицы»

25

Март

4 неделя

«Ты герой»

26

Апрель

1 неделя

«Ты герой»

27

Апрель

2 неделя

«Поиск клада»

28

Апрель

3 неделя

«Обобщение»

29

Апрель

4 неделя

«Да здравствует
умник»

30

Май

1 неделя

Итоговая
диагностика

ве зрительного восприятия, понимание предложенной задачи и решение
ее самостоятельно.
Упражнять в формировании приёмов
умственных действий (логических
операций): сериация, классификация,
обобщение, сравнение. Развитие
психических процессов
(произвольного внимания, восприятие, характерных качеств мышления:
гибкость, причинность, системность,
пространственная подвижность)
Учить детей кодировать информацию о свойствах предметов. Закрепить умение выделять, обобщать,
сравнивать, предметы по 2-3 заданным свойствам. Развивать умение добиваться цели приемлемым
способом.
Учить детей кодировать информацию о свойствах предметов. Закрепить умение выделять, обобщать,
сравнивать, предметы по 2-3 заданным
свойствам.
Развивать
умение
добиваться
цели
приемлемым способом.
Развитие произвольности и внимания, памяти. Развития пространственного изображения. Развития
умения рассуждать и делать умозаключения.
Умение проводить аналогии.
- Кодирование, декодирование
информации о свойствах.
- Умение обобщать, делать выводы.
Умение выделять, абстрагировать
свойства.
Проведение открытого занятия для
родителей. Символическое награждения детей, за пройденный курс
знаний.
Выявления уровня логического
мышления.

22

5. Методическое и дидактическое обеспечение реализации
Программы «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования»
Занятия по программе «Логика для дошколят с элементами LECO конструирования»
проходят в кабинете специалистов или в группе.
Кабинет для обучения, оборудованный современными средствами обучения:
интерактивной панелью, компьютером, принтером. На занятиях используются все эти средства.
Кабинет оборудован детской мебелью стульями и столами.
Материально-техническое обеспечение
1.Логические блоки Дьенеша;
2. Цветные палочки Кюизенера;
3. Конструкторы по типу«Лего»;
4. Компьютер;
5. Интерактивная панель;
6. Пластмассовые корзинки для раздаточного материала.
7. Дидактические игры и задания развивающей направленности.

23

Литература
1.
Библиотека программы «Детство» е. А. Носова, р. Л. Непомнящая «Логика и математика
для дошкольников». Издание 2-е, исправленное и дополненное - Санкт-Петербург «Детствопресс»
2.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Серия «Учебное пособие». – СПб.:
Питер
3.
Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Владос
4.
Нуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
5.
Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности
к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель
6.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. –
М.: Владос
7.
Интернет ресурс: https://gigabaza.ru/doc/79722.html.

24

25

26

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».