Программа дополнительного образования _Шахматы_

2

Содержание
Название
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы

Страницы

2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Мониторинг уровня знаний и умений
2.4. Структура образовательной деятельности
2.5. Ожидаемый результат реализации программы
2.6. Форма представления результата
3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка к учебному плану программы
3.2. Нормативные основания составления учебного плана
3.3. Учебный план
4. Календарный учебный график
5. Методическое сопровождение программы
5.1. Перспективное планирование
5.2. Тематическое планирование
6. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы

3

1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тех из них, кто живет в сельских регионах,
воспитывается и обучается в малокомплектном детском саду, открывает дорогу к творчеству
детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим преодолеет замкнутость, мнимую
ущербность.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то,
что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей.
Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создание игровых ситуаций.
Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но
и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших
школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
1.2. Нормативное обеспечение программы

Дополнительная образовательная программа «Шахматы -детям» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и методических рекомендаций:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложение на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детейи взрослых»
•
Локальный акт ИП Мордвовой И.С.
4

Программа адаптирована на основе программы «Шахматы в школе» автора И.Г. Сухина. В программе увеличено количество практических часов. Программа рассчитана на один
год обучения для детей 4-7 лет.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы - естественнонаучная
1.3. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:
а) образовательные:
Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать
шахматные партии.
Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения
шахматной партии.
б) развивающие:
формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность,
выбирать правильное решение.
прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
1.4. Теоретическая база программы.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На
занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
1.5. Принципы программы.
•
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
•
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
•
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических
принципов:
5

•
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
•
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
•
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
•
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
•
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении
цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

6

2. Содержание программы
Форма детского образовательного объединения – кружок.
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 33 с октября по май.
Количество минут и занятий в неделю:
1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.
Педагогический анализ знаний и умений по программе «Шахматы- детям» проводится 3
раза в год (вводный – в октябре, промежуточный – январь, итоговый – в мае).
Основные методы обучения:
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализоватьна
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры. При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае,
когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства дошкольников (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности
детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности:
•
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
•
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
•
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию
от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять
их на практике.
7

К концу учебного года дети должны знать:
•шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
•названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
•правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
•ориентироваться на шахматной доске;
•играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
•правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•правильно расставлять фигуры перед игрой;
•различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•рокировать;
•объявлять шах;
•ставить мат;
•решать элементарные задачи на мат в один ход.
Показатели результативности реализации программы «Шахматы -детям».
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет
самостоятельно,
но
допускает
1-2
ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание неправильно.
Показатели освоения программы первого года обучения:
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость
и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную
партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника,
ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур,
ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше»,
«меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки,
некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не
знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат».
Ребенок не может вести игру.

8

3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка к учебному плану программы

•
•
•

•
•

•
•

Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-7 лет) и рассчитана
на 1 учебный год. Предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня
с продолжительностью 25-30 минут. Программа рассчитана с учетом возрастных
особенностей. Общее количество учебных занятий в год-33.
3.2. Нормативные основания составления учебного плана.
Учебный план разработан в соответствии:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополни- тельного образования детей»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Приложение лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых».
Локальный акт ИП Мордвовой И.С.
3.3. Учебный план

Направленность

Интеграция образовательных областей
Социальнокоммуникативное развитие,
познавательное
развитие,
речевое

Название
объед
инени
я

Форма
занятия

«Шахматыдетям».

Групповая

Учебная
группа
Год
обучения,
колич
ество
занятий
1 год
обучения 33
занятия

Ко
личеств
о
гру
пп
1 группа

Напол
няемость

10 человек

Возр
аст
детей

Количество
занятий
в
неделю,
длитель
ность

Итого
часов
в
недел
ю

Итого
занятий/часо
в в год

4-7
лет

1 занятие в
неделю,
25-30
минут

1 час

33/16.5 ч

9

развитие

4. Календарно- учебный график

Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на учебный год
(непосредственная образовательная деятельность - НОД) и летний оздоровительный период
(образовательная деятельность в режимные моменты - ОД)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Содержание

Возрастная группа

Наименование
Возраст детей
Количество групп
Год обучения
Продолжительность учебной недели
Выходные дни

7.
8.
9.

Начало учебного года
Окончание учебного года
Сроки проведения каникул

10.

Сроки проведения мониторинга
качества освоения программного
материал

11.
12.
13.
14.

Количество недель в учебном году
1-е полугодие
2-е полугодие
Продолжительность НОД
(длительность условного часа)
Допустимый объем недельной
образовательной нагрузки
Общее астрономическое время в
неделю
Начало НОД
Сроки проведения Дней открытых
дверей
Периодичность проведения
родительских собраний

Курс «Шахматы- детям»
4-7 лет
1
1 год
5 дней
Суббота, воскресенье, праздничные дни в
соответствии с производственным
календарем на 2022-2023 учебный год
11.10.2022
03.06.2023
30.12.2022г.-10.01.2023г.
В каникулярное время НОД не проводится и
в календарном учебном графике не учитывается
11.10.2022г-18.10.2023г.
27.05.2023г-03.06.2023г
В диагностический период НОД не проводится и в календарном учебном графике не
учитывается
33 недели
12 недель
21 неделя
30 мин.

15.
16.
17.
18.
19.

1
30 мин.
Среда 18.00-18.30
21.11.2022г.-25.11.2022г.
1-е собрание - сентябрь-октябрь
2-е собрание - апрель-май

10

5. Методическое сопровождение программы

5.1. Перспективное планирование
№ п/п Название темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Возрастная
Итого
группа
СредняяСтаршаяподготовительная
Шахматная доска.
1
1
Линии на шахматной доске. Горизонтали и 1
1
вертикали
Линии на шахматной доске. Диагонали.
1
1
Центр шахматной доски.
1
1
Шахматные фигуры.
1
1
Сравнительная сила фигур.
Начальная позиция.
Ладья.
Ладья.
Слон.
Слон.
Ладья против слона
Ферзь
Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Конь
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Пешка
Пешка
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
Король.
Король против других фигур
Шах
Шах
Мат
Мат
Ничья. Пат.
Рокировка.
Шахматная партия.
Шахматная партия.
Шахматная партия.
Повторение материала
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

10

5.2. Тематическое планирование
П/П
Месяц
Неделя
Тема
Подготовительная к школе группа 1 год обучения
1.
октябрь
1 неделя Шахматная доска.
2.

2 неделя

Линии на шахматной доске.
Горизонтали
и
вертикали.

3.

3 неделя

Линии на шахматной доске. Диагонали.

4.

4 неделя

Центр шахматной доски.

1 неделя

Шахматные фигуры.

6.

2 неделя

Сравнительная сила фигур.

7.

3 неделя

Начальная позиция.

8.
9.

4 неделя
1 неделя

Ладья.
Ладья.

10.

2 неделя

Слон.

11.

3 неделя

Слон.

5.

ноябрь

декабрь

Задачи
Познакомить с шахматной доской. С белыми и черными полями. Чередование белыхи
черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют
квадратную форму.
Рассказать о расположение доски между партнерами, горизонтальной линии. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальной линии.
Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных
и белых полей в горизонтали и вертикали
Познакомить с диагональю. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
Познакомить с центром. Формой центра. Количество полей в центре. Расположение
черных и белых полей в центре доски.
Познакомить с белыми и черными фигурами. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Рассказать о сравнительной силе шахматных фигур. Ценность шахматных фигур
(К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Показать расстановку фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь
любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Показать место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
Показать место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая
фигура.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
11

12.

13.

4 неделя

январь

1 неделя

14.

2 неделя

15.

3 неделя

16.

4 неделя

17.

февраль

1 неделя

18.

2 неделя

19.

3 неделя

Ладья против слона.

Рассказать про термин «стоять под боем».
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ферзь.
Рассказать о месте ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь –
тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий
шаг в мир шахмат».
Ферзь.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
Ферзь против ладьи и Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприяслона
тельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные
положения), «Ограничение подвижности».
Конь.
Показать место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая
фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь
Конь.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против
двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Конь против ферзя, ладьи, Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприяслона.
тельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя,
более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Пешка.
Показать место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение
пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
12

20.

4 неделя

Пешка.

1 неделя

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона

22.

2 неделя

Король.

23.

3 неделя

Король против других
фигур

24.

4 неделя

Шах.

1 неделя

Шах.

26.

2 неделя

Мат.

27.

3 неделя

Мат.

28.

4 неделя

Ничья. Пат.

21.

25.

Март

Апрель

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против
слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
Показать место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).
Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против
коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Показать шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита
от шаха (3 способа).
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от
шаха».
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурамииз
начального положения до первого шаха.
Рассказать мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Дидактические задания «Мат или шах»
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Рассказать про пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых
ситуаций.
Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат».
13

29.

1 неделя

Рокировка.

30.

2 неделя

Шахматная партия.

31.

3 неделя

Шахматная партия.

32.

4 неделя

Шахматная партия.

1 неделя

Повторение материала

33.

Май

Июнь

Показать длинную и короткую рокировки. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
Играть всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше
начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Дать самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Продемонстрировать короткие партии. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Повторение основных вопросов курса.

14

6. Дидактическое и материально – технического обеспечения образовательного

процесса
Литература
И. Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –
М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка
по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Оборудование:
- Шахматы демонстрационные магнитные настенные
- Шахматные доски
- Шахматные фигуры
- Шахматные диаграммы
- Карандаши, фломастеры
- Ноутбук (планшет/интерактивная панель)

15

Краткая презентация программы дополнительного образования
естественнонаучной направленности «Шахматы -детям»
для детей старшего дошкольного возраста 4-7 лет
Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Шахматы детям» предназначена для работы с детьми 4-7 лет.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тех из них, кто живет в сельских регионах,
воспитывается и обучается в малокомплектном детском саду, открывает дорогу к творчеству
детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим преодолеет замкнутость, мнимую
ущербность.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то,
что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для детей.
Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создание игровых ситуаций.
Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но
и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.
Принципы программы.
•
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
•
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
•
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических
принципов:
•
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
•
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
•
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
•
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
•
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении
цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
16

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности:
•
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
•
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
•
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию
от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять
их на практике.
К концу учебного года дети должны знать:
•шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
•названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
•правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
•ориентироваться на шахматной доске;
•играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
•правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•правильно расставлять фигуры перед игрой;
•различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•рокировать;
•объявлять шах;
•ставить мат;
•решать элементарные задачи на мат в один ход.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».