Программа дополнительного образования _Колокольчик_

Содержание
Название
1. Пояснительная записка
1.1 . Актуальность
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы

Страницы
3
3
3
3
4
4

2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Мониторинг уровня знаний и умений
2.4.Структура образовательной деятельности
2.5.Ожидаемый результат реализации программы
2.6.Форма представления результата

5
5
5
6
7
8
8

3. Учебный план

8

4. Календарный учебный график

9

5. Методическое сопровождение программы
5.1. Перспективное планирование
5.2. Тематическое планирование

9
9
10

6. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
7. Краткая презентация

17
18

2

1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
В последние годы в России заметно возросла потребность в эффективных методиках
воспитания детей раннего возраста. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие
благотворно влияет на формирование личности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, слово (пение) и движение. Более того, практика показала, что
дети, занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной
жизни, на работе. Соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно
обогатит их духовный мир, позволит им полнее раскрыться как личность. На основании этого
была разработана Программа дополнительного образования «Раннее музыкальноэстетическое развитие детей 2-3 лет» художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на создание условий, обеспечивающих ребенку эстетическое, музыкально-творческое развитие.
Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и
способствует практическому усвоению музыкальных знаний.
1.2. Нормативно-правовая база
Программа дополнительного образования «Раннее музыкально-эстетическое развитие
детей 2-3 лет» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Локальный акт ИП Мордвовой И.С.
1.3. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы – формирование и развитие музыкально-творческих
способностей детей через комплексную музыкально-игровую деятельность.
Задачи
Образовательные:
- Накопление музыкальных впечатлений;
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- формирование музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости;
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- формирование начального нравственно-эстетического восприятия музыки;
3

- создание атмосферы радости детского творчества.
Развивающие:
-формирование рече-двигательной координации; общей и тонкой моторики,
- развитие метроритмического чувства, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового
слуха;
- развитие начальных певческих навыков

§
§

1.4. Теоретическая база Программы
Программа по раннему художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет разработана на основе программ:
«Ладушки». Программа музыкального воспитания. (авторы Каплунова И, Новоскольцева И.)
Методика раннего развития «Музыка с мамой» С. и Е. Железновы
1.5. Принципы Программы
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.
Принцип научности.
В программе заложены на научно обоснованные и практически апробированные методики.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
Принцип последовательности.
Последовательность и постепенное усложнение от занятия к занятию, закрепление пройденного
материала.
Принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми - В программе заложены
идеи оздоровительного и развивающего компонента, так же учтены возрастные особенности
детей. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

4

2. Содержание Программы
2.1. Форма и режим занятий
Форма детского образовательного объединения – кружок «Колокольчик».
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 66 с октября по май.
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю по 25 минут.
Педагогический анализ знаний и умений по раннему музыкально-эстетическому развитию проводится 3 раза в год (вводный – в октябре, промежуточный – январь, итоговый – в мае).
Программа разработана для работы с детьми 2-3 лет и рассчитана на один год обучения.
Направленность
Название объединения
Форма занятия
Количество групп
Наполняемость
Возраст детей
Количество занятий

Художественная
Студия «Колокольчик»
Групповое
1
10 человек
2-3 лет
33 занятия

Количество занятий в неделю, длительность

1 занятие 25-30 мин

Итого часов в неделю

0,5 часа

Итого занятий/часов в год

33занятий /16,5 часа

Проведение мониторинга

1 неделя октября (вводный)
Январь (промежуточный)
3 неделя мая (итоговый)
Июнь

Сроки проведения открытых занятий для родителей
Период проведения родительских собраний

1-я неделя октября

2.2. Методы и приемы
Методы
Словесный
Наглядно-слуховой
Наглядно-зрительный
Метод практической
деятельности.
Игровой метод

Приемы
Беседа, рассказ, художественное слово
Использование выразительных и изобразительных средств при
восприятии музыкального произведения, разучивании движений
и т.п.
Использование музыкальных инструментов, атрибутов сюжетных игрушек картинок, слайд-шоу, клипов и т.д.
Разучивание музыкально-ритмических движений, танцев, песен,
пальчиковых и логоритмических игр, пояснение, помощь в освоении музыкального материала
Использование музыкальных игр, сюрпризных моментов

5

№

ФИО ребёнка

Восприятие музыки
Эмоционально
отзывается на музыку контрастного характера (плясовая, колыбельная)
2. Умеет слушать
и
различать
двухчастную
музыку.
3. Различает высокие звуки, отмечает начало и
конец музыкального произведения
3

Критерии развития
Пение
ЭлементарМузыка и двиное музицижение
рование
Поёт с музыкальным
Пляшет по по- Передает
сопровождением и под- казу взрослого ритмическую
держкой взрослого.
Передает обпульсацию
Поёт без музыкального разно-игровые под музыку
сопровождения, но с
и танцевальные плясового
поддержкой взрослого движения в со- характера (на
использует различные
ответствии с
ударных,
звукоподражании (гав, характером и
шумовых
мяу-мяу, способен сасодержанием
инструменмостоятельно найти
музыки
тах).
нужную интонацию
Реагирует на
Владеет ос(ласковую, веселую, во- смену частей
новными
просительную).
музыки
приемами
игры
3

3

3

Итого

2.3. Оценка достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы дополнительного образования
«Раннее музыкально-эстетическое развитие детей 2-3 лет»

9

Система оценивания:
1 балл - Не сформирован уровень развития (выполняет по показу вместе с педагогом и самостоятельно)
2 балла - Стадия формирования (выполняет после показа и вместе с педагогом.)
3 балла - Сформирован (не выполняет после неоднократного показа и вместе с педагогом)
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 2-3 лет
На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства- оживление, радость, восторг, нежность, успокоение.
Происходит накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы
и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.
Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально -сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит- маленький или большой, кокой инструмент звучит- бубен или погремушка)
У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление
(от наглядно- действенного к наглядно- образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под
нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее
включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, подпевки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.
6

Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать
движения с характером музыки двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но
могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши,
притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу
или парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.
Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли
(цыплят, зайчиков) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки
становится подвижным).
Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети производят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки).
По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и
по разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются
представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомятся со многими инструментами ударной группы- барабаном, бубном, погремушкой,
колокольчиком, металлофоном. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут
самостоятельно озвучивать их, используя в играх.
2.4. Структура организованной образовательной деятельности
Этапы
Музыкальное приветствие.
Разминка.

Время
1 мин
2 мин

Задачи
Настрой на занятие, активизация внимания
Активизация внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения.

Пальчиковые и речевые игры

5-7 мин

Музыкально-ритмические движения.

5-7 мин

Слушание и подпевание. мин

5-7

Игра на музыкальных инструментах.

3-5 мин

Прощание.

1 мин

Развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и
речи ритмическую выразительность;
выработка чёткости координированных
движений во взаимосвязи с речью
Развитие музыкального слуха, чувства
ритма и координации движений.
Развитие первоначальных певческих
навыков. Активизация речевого аппарата, развитие интонационной выразительности развитие звуковысотного
слуха и умение координировать слух и
голос.
освоение основных приемов звукоизвлечения; развитие чувства ритма и музыкального слуха, умение различать части музыкального произведения, начало
и конец.
Итог занятия, эмоциональная оценка
7

–

–

–
–

педагогом деятельности детей (похвала,
поощрение)
2.5. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной Программы:
Формируется активное восприятие музыкальных образов, умение слушать музыку изобразительного характера, узнавать музыку и реагировать на музыку, выполняя соответствующие
действия, различает высоту звуков (высокий - низкий), тембр и динамику (тихо-громко). Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Совершенствуется координация движений в танцах: притопывает ногой, хлопает в ладоши,
поворачивает кисти рук. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с
первыми звуками музыки. Выполняет музыкально-ритмические и образно- танцевальные движения в парах и по одному.
Проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них. Совместно со взрослым подпевает в песне музыкальные фразы.
Появляются начальные формы общения со сверстниками: наблюдает за их действиями и подражает им, берется за ручки в парах, передает предмет, догоняет и убегает и т.д.,

2.6. Форма представления результатов:
– Тематическое развлечение
– Видеофильм с итоговым развлечением и видеофрагменты занятия.
3. Учебный план программы «Раннее музыкально-эстетическое развитие детей 2-3 лет»
Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе «Колокольчик» ИП
Мордвовой И.С. является документом, регламентирующим организацию образовательного
процесса.
Нормативно-правовой базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. №273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
- Локальный акт ИП Мордвовой И.С. (негосударственного детского сада)
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Колокольчик» проводятся во
второй половине дня.

8

Продолжительность занятий по дополнительной образовательной программе для детей 23 лет составляет 15 минут.
В качестве форм организации образовательного процесса по программе дополнительного
образования детей применяются: игры, занятия, беседы, аудио и видео занятия, открытые занятия
для родителей.

Название

Форма
занятий

Колво
груп
п

«Колокольчик»

групповая

1

Наполняемость

Возраст
детей

Кол-во
занятий/час в
неделю

Длительность

Итого занятий/час
в год

10 человек

2-3
года

1/0,3ч

15 минут

33/9,9

4. Календарный учебный график
Направленность
Название объединения
Форма занятия
Количество групп
Наполняемость
Возраст детей
Количество занятий

Художественная
Студия «Колокольчик»
Групповое
1
10 человек
2-3 лет
33 занятия

Количество занятий в неделю, длительность

1 занятие 15 мин

Итого часов в неделю

0,3 часа

Итого занятий/часов в год

33занятий /9,9 часа

Проведение мониторинга

1 неделя октября (вводный)
Январь (промежуточный)
3 неделя мая (итоговый)
Июнь

Сроки проведения открытых занятий для родителей
Период проведения родительских собраний

1-я неделя октября

5. Методическое сопровождение Программы
Методика Программы базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с
другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное
и музыкально-эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
5.1. Перспективное планирование
№ п/п
Название темы
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

«Листочки»
«Мишка в гости к нам пришел»
«На зимней полянке»
«Лошадка»
«Игрушки»
«Прилетела птичка»

Количество
5
4
5
3
4
4
9

Апрель
Май

Кто в домике живет
Веселые путешественники

4
4

5.2. Тематическое планирование
№
Содержание
1.

Задачи

Октябрь «Листочки» (2 недели)
Приветствие

«Приветствие»
«Здравствуйте ладошки»

Разминка

«Шли мы вместе по дорожке»

Музыкально-ритмические движения

«Листочки» («Дует ветер,
дует)
Танец-игра
«Зайка прыгал, прыгал»
Железновы Е. и С. (музыкальная игра)
Дождик-дождик

Пальчиковая игра

Пение

«Листики» (упражнение на
дыхание
«Волшебный мешочек» (с
листочками) артикуляционное упражнение
«Это наш зайчик – да-дада»

Игра на музыкальных инструментах

«Барабанчик»

Прощание.

«Мы отзанимались»

Учить детей настраиваться на занятие. Слушать,
как звенит колокольчик
Эмоционально откликаться на игру, подражать движениям взрослого
Учить двигаться по кругу
друг за другом, менять
движения (бег, ходьба,
прыжки)
Выполнять движения по
тексту
Учить прыгать на двух
ногах, показывать лапки,
ушки, на окончание музыки - прятаться
Учить передавать содержание текста с помощью
жестов – постукивание
по коленям, встряхивание кистями, грозить
пальчиком.
Сдувать с ладошки
Учить произносить звук
«ш»
Подпевать повторяющиеся окончания фраз, отмечать их хлопками. Понимать содержание песенки
Учить приемам игры на
барабане – дети стучат
пальчиком по пальчику.
Солист стучит по барабану одной палочкой, потом меняются
Учить рефлексировать рассказывать, про кого
пели песенку, как капает
дождик.
Учить детей культурным
традициям – прощание,
10

приветствие.
Ноябрь «Мишка в гости к нам пришел»

3.
Приветствие

«Приветствие»
«Здравствуйте ладошки»

Разминка

«Гуляем-играем» (мишки и
зайки)

Пальчиковая игра

«Как у наших, у ребят»
Л.Некрасова
«Вот стоит большая елка»
(стих-е)

Музыкально-ритмические движения

«Вот какие шишки»

Пение

«Спать не хочет бурый
мишка»
«Это наш зайчик – да-дада»

Игра на музыкальных инструментах

«Колокольчик»

Прощание.

«Мы отзанимались»

Учить детей настраиваться на занятие. Слушать,
как звенит колокольчик
Эмоционально откликаться на игру, подражать движениям взрослого
Переваливаться с ножки
на ножку, как мишки,
скакать на двух ногах,
менять движения в соответствии с характером
музыки
Учить действовать пальчиками – сжимать, разжимать, спать, скакать по
телу.
Выполнять движения по
тексту. Проговаривать
отдельные слова
Учиться ходить вразвалочку, перекачиваясь в
ноги на ногу, выполнять
движения по тексту
Учить действовать с
предметами
Учить детей петь протяжно, слушать друг друга. Слушать и понимать
содержание песни, подпевать окончания «Баюбаю», «Да-да-да»
1 часть – учатся звенеть
колокольчиком.
2 часть - учатся прятать
за спину,
Отмечать окончание музыки – показать свои колокольчики
Учить рефлексировать рассказывать, про кого
пели песенку, как укладывали мишку спать.
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.
11

4.

Декабрь
Приветствие

«На зимней полянке»
«Приветствие»
«Здравствуйте ладошки»

Разминка

«Гуляем-играем» (мишки и
зайки)

Музыкально-ритмические движения

«Вот какие шишки»

Пальчиковая игра

«Снежный дом»

Пение

Упражнение «Подуем на
снежинки»

Игра на музыкальных инструментах
Прощание

5.

«Спать не хочет бурый
мишка»
Игра с погремушками
«Мы отзанимались»

Учить детей настраиваться на занятие. Слушать,
как звенит колокольчик
Эмоционально откликаться на игру, подражать движениям взрослого.
Переваливаться с ножки
на ножку, как мишки,
скакать на двух ногах,
менять движения в соответствии с ха рактером
музыки.
Учиться ходить вразвалочку, перекачиваясь в
ноги на ногу, выполнять
движения по тексту
Учить стучать шишками,
прятать за спинку, показывать
Понимать содержание,
передавать его в движениях, проговаривать отдельные фразы
Учить дуть на снежинку,
делать губки трубочкой,
развивать дыхание
Подпевать окончания
«Баю-баю»
Учить приемам игры хлопать по ладошке, трясти над головой
Учить рефлексировать рассказывать, про кого
пели песенку,
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.

Январь «Лошадка»
Приветствие

«Головами покиваем»

Разминка

Русская народная потешка
«На лошадке» Е. Макшанцева

Учить настраиваться на
занятие, концентрировать
внимание, выполнять задания в соответствие с
песенкой
Развивать координацию
рук и ног –учить бегать с
вытянутыми вперед руками (держатся за ло12

шадку), в конце фразы
приседать
Пальчиковая игра

«Как у наших, у ребят»
Л.Некрасова

Музыкально-ритмические движения

«Что умеют наши ножки»
«Веселые ладошки»

Пение

«Лошадка, но!» Е. и С. Железновы

Игра на музыкальных инструментах

«Играем с бубном»

«Мы отзанимались»

«Мы отзанимались»

6.

Учить действовать пальчиками – сжимать, разжимать, спать, скакать по
телу.
Учить шагать по кругу,
делать пружинку, бегать
друг за другом.
Выполнять движения руками – хлопки, фонарики
Подпевать повторяющиеся слова, отдельные
фразы, отмечать окончание фразы игровым моментом – «остановим
лошадку и фыркнем губами».
Учить приемам игры на
бубне, передавать бубен
по кругу
Учить рассказывать, про
кого пели песенку….
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.

Февраль «Игрушки»
Приветствие

«Головами покиваем»

Разминка

«Где ладошки у ребят?»
Л.Некрасова

Пальчиковая игра

«Как у наших, у ребят»
(пальчиковая

Музыкально-ритмические движения

«Заведем хоровод»
Л.Некрасова

Пение

«Бычок»
«Лошадка, но!»

Учить настраиваться на
занятие, концентрировать
внимание, выполнять задания в соответствие с
песенкой
Учить ориентироваться в
пространстве – сидеть на
диванчиках, вставать в
круг, учить действовать
под музыку ручками,
ножками.
Менять действия пальчиками в соответствии с
содержанием песенки,
развивать быстроту реакции
Двигаться по кругу,
взявшись за руки, на
проигрыш выполнять
танцевальные движения
Подпевать звукоподражания, узнавать песенку,
13

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальные кубики

Прощание

«Мы отзанимались» Е. и
С.Железновы

7.

сопровождать пение
взрослого образными
действиями
1 часть – ритмично стучать кубик по кубику
(тук-тук-, тук да тук), 2
часть – ускорять («а теперь скорей, скорей, застучали веселей»)
Учить рассказывать, кто
приходил в гости, на чем
играли.
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.

Март «Прилетела птичка»
«Головами покиваем»
Приветствие

Разминка

«Где ладошки у ребят?
«Л.Некрасова

Пальчиковая игра

«Пальчики проснулись»

Музыкально-ритмические движения

Танец «Мы ногами топтоп-топ»
«Вот идут утята» Е. и
С.Железновы
«Прилетела птичка»
«Тень-тень, потетень, села
кошка на плетень» (русская
народная потешка)

Пение

Учить настраиваться на
занятие, концентрировать
внимание, выполнять задания в соответствие с
песенкой
Учить ориентироваться в
пространстве – сидеть на
диванчиках, вставать в
круг, учить действовать
под музыку ручками,
ножками.
Развивать мелкую моторику, сжимать и разжимать пальчики, поворачивать ладошки и т.д.
Выполнять движения по
показу, ритмично топать,
хлопать и т.д..

Игра на музыкальных инструментах

«Молоточки тук-тук, тук да
тук» русская народная музыка
(Строим домик для птички)

Учить петь протяжно,
выполнять движения по
тексту.
Развивать эмоциональность, подпевать окончания фраз, передавать
движениями рук содержание потешки
Познакомить с понятиями быстро-медленно.
Стучать по ковру, по коленчкам, по ладошкам

Прощание

«Мы отзанимались» Е. и
С.Железновы

Учить рассказывать, про
кого пели песенку, спро14

сить, что принесла нам
кошка(ложки)
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.
8.

Апрель «Кто в домике живет»
«Приветствие»

«Головами покиваем» Е. и
С.Железновы

Разминка

«Мы шагаем» Л.Некрасова

Музыкально-ритмические движения

«Заведем хоровод»
Л.Некрасова

Пальчиковая игра

«Я хочу построить дом» Е.
и С.Железновы
«Паучок» Е. и
С.Железновы

Пение

«Котенок»

Игра на музыкальных инструментах

Прощание.

9.

«Прилетела птичка» (повтор)
«Ложки» («Танец с ложками»)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
—
Ложки застучали.
Тук-тук- тук, тук-тук-тук!
— Детки заиграли.
«Мы отзанимались»

Настраиваться на занятие, концентрировать
внимание, выполнять задания в соответствие с
песенкой
Слышать остановку в музыке, начинать ходьбу
вместе с началом муз.
произведения. Учить
маршировать по кругу,
останавливаться, махать
ручками, прыгать, и
др.движения по тексту
Ориентироваться в пространстве – двигаться в
хороводе, выполнять
хлопки, притопы.
Изображать с помощью
рук домик окошко, забор,
собачку дерево и т.д.
Учить шевелить одновременно всеми пальчиками, передвигаясь по
частям тела
Подпевать звукоподражания, учить напевному
ласковому пению
Учить приемам игры на
ложках.
Развивать чувство ритма

Учить рассказывать, про
что пели песенку, кто
приходил в гости, как
строили домик и т.д..
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.

Май. «Веселое путешествие»
15

«Приветствие»

«Головами покиваем» Е. и
С.Железновы

Разминка

«Носик, где ты?»

Музыкально-ритмические движения»

«Дождик – озорник»
Л.Некрасова

Пальчиковая гимнастика

«Дождик-дождик веселей»
«Вот это мой зонтик» Е.и.
С.Железновы

Музыкально-ритмические движения

«Ласковое солнышко»

Игра на музыкальных инструментах

Танец с ложками

Пение

Повтор всех знакомых песен

Прощание

«Мы отзанимались» Е. и
С.Железновы

Учить настраиваться на
занятие, концентрировать
внимание, выполнять задания в соответствие с
песенкой
Учить прятать и показывать носик, лобик, ротик,
ушки и другие части тела. развивать координацию и внимание.
Стучать пальчиком по
ладошке, по коленкам,
ловить капельки, шагать
на месте
Ритмично стучать по ладошке, встряхивать кисти
рук и т.д.
Выполнять жестовые
движения –зонтик, книжка, котенок и др.
Запоминать, гдк е правая
и левая рука, выполнять
пружинку с поворотом
плечиков вправо-влево.
Правильно держать ложки ритмично отстукивать
сильную долю
Учить начинать фразу
одновременно с музыкой,
допевать, до конца, выполнять игровые действия. передавать характер песни.
Учить рассказывать, про
кого пели песенку
Учить детей культурным
традициям – прощание,
приветствие.

Итоговый концерт «Веселое путешествие»

16

6. Методическое и дидактическое обеспечение реализации Программы
Методические материалы
1.

Каплунова И., Новоскольцева И.. Ладушки. Программа музыкального воспитания.
Младшая группа.- СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
2.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
3.
Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–
методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
4.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.
5.
Железнова Е. Железнов С. Музыка с мамой. Раннее развитие ребенка, детские развивающие игры: музыкальные игры, пальчиковые игры, развитие речи детей дошкольного возраста.
- СПб.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2007. CD – диск.
6.
Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
7.
Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой
младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
8.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у
детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
9.
Нестерова Н. и Селиверстова Н. .Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки» - СПб: Композитор, 1996, 1997, 1998.
10.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
11.
Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально–ритмического
воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
12.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для
детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
13.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебнометодическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007-384с..
14.
Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. - Санкт – Петербург: Композитор, 2007.
15.
Киенко О.Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secretterpsihor.com.ua/
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наглядно-образный материал:
иллюстрации и репродукции;
малые скульптурные формы;
дидактический материал;
игровые атрибуты (шапочки персонажей, игрушки)
музыкальные инструменты: шумовые – ложки, бубны, погремушки, кубики, барабан.
аудио- и видеоматериалы;
Технические средства:
1. Ноутбук
2. Цифровое фортепиано серии Yamaxa
3. Интерактивная панель Lumien
4. Мебель:
- скамейки для детей
- мольберт,
- стулья для взрослых,
- стол для музыкального центра
5. Музыкальный центр
17

Краткая презентация программы дополнительного образования «Колокольчик»
художественной направленности «Раннее музыкально-эстетическое
развитие детей» для детей 2-3 лет»
Программа дополнительного образования художественной направленности «Колокольчик»
предназначена для детей 2-3 лет
Цель программы:
формирование и развитие музыкально-творческих способностей детей через комплексную музыкально-игровую деятельность.
В последние годы в России заметно возросла потребность в эффективных методиках
воспитания детей раннего возраста. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие
благотворно влияет на формирование личности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, слово (пение) и движение. Более того, практика показала, что
дети, занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной
жизни, на работе. Соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно
обогатит их духовный мир, позволит им полнее раскрыться как личность. На основании этого
была
разработана
Программа
дополнительного
образования
«Колокольчик»
художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на создание усло- вий
обеспечивающих ребенку эстетическое, музыкально-творческое развитие.
Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и
способствует практическому усвоению музыкальных знаний.
Методы
Словесный
Наглядно-слуховой
Наглядно-зрительный
Метод практической
деятельности.
Игровой метод

Методы и приемы
Приемы
Беседа, рассказ, художественное слово
Использование выразительных и изобразительных средств при
восприятии музыкального произведения, разучивании движений
и т.п.
Использование музыкальных инструментов, атрибутов сюжетных игрушек картинок, слайд-шоу, клипов и т.д.
Разучивание музыкально-ритмических движений, танцев, песен,
пальчиковых и логоритмических игр, пояснение, помощь в освоении музыкального материала
Использование музыкальных игр, сюрпризных моментов

Форма и режим занятий
Форма детского образовательного объединения – кружок «Колокольчик».
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 33 с октября по май.
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю по 15 минут.
Педагогический анализ знаний и умений по раннему музыкально-эстетическому развитию проводится 3 раза в год (вводный – в октябре, промежуточный – январь, итоговый – в мае).
Планируемые результаты:
– Формируется активное восприятие музыкальных образов, умение слушать музыку изобразительного характера, узнавать музыку и реагировать на музыку, выполняя соответствующие
действия, различает высоту звуков (высокий - низкий), тембр и динамику (тихо-громко). Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
– Совершенствуется координация движений в танцах: притопывает ногой, хлопает в ладоши,
поворачивает кисти рук. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с
18

первыми звуками музыки. Выполняет музыкально-ритмические и образно- танцевальные движения в парах и по одному.
– Проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них. Совместно со взрослым подпевает в песне музыкальные фразы.
– Появляются начальные формы общения со сверстниками: наблюдает за их действиями и подражает им, берется за ручки в парах, передает предмет, догоняет и убегает и т.д.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».