Введение в школьную жизнь

Содержание
Название

Страницы

1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Мониторинг уровня знаний и умений
2.4. Структура образовательной деятельности
2.5. Ожидаемый результат реализации программы
2.6. Форма представления результата
3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка к учебному плану программы
3.2. Нормативные основания составления учебного плана
3.3. Учебный план
4. Методическое сопровождение программы
4.1. Перспективное планирование
4.2. Тематическое планирование
5. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
6. Литература

2

1.

Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы
Диагностика «Психологическая готовность детей к школе» автор Н. Семаго, М. Семаго,
и беседа, проведенная с детьми «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) за последние два года
показывает, у детей снизилась мотивационная готовность к школе, современные дети
получают информацию с просторов интернета, поэтому искренне не понимают, чем они будут
заниматься в школе.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. У ребенка к концу
дошкольного возраста, должна быть развита именно мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, что взаимно связанно и с эмоционально-волевой и познавательной сферой. Адаптационный период в школе, занимает
длительный этап, поэтому психологическая готовность к школьному обучению важна для
ребенка. Психологическая готовность, взаимосвязана с мотивационной готовностью, ребенок
понимает, зачем он идет в школу, что он будет там делать, чем заниматься. Чувствует себя
комфортно, эмоционально - спокоен, его адаптация к школе пройдет гладко.
Именно это проблема послужила для разработки программы «Введение в школьную
жизнь». Главной целью подготовки к школе, это формирование у дошкольников качеств,
необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, самостоятельности,
позиции «школьника». Организованная образовательная деятельность проводится в игровой
форме.
Дополнительная образовательная программа «Введение в школьную жизнь» поможет
в формирование потребностей детей в познании, интеллектуальной деятельности, в познании
нового социального статуса, который они получат, включаясь в игровой процесс, как
серьезную деятельность «позиция школьника». Согласно Д.Б.Эльконину именно эти умения
представляют собой психологические предпосылки овладения учебной деятельности.
Направленность программы: социально-педагогическая.
1.2. Нормативные обеспечение программы «Введение в школьную жизнь»
Дополнительная программа «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий- ской
Федерации;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования
и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
•
Локальным актом ИП Мордвовой И.С.

3

1.3. Цели и задачи Программы
Цель программы: Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
• Развитие мыслительной и речевой деятельности детей
• Развитие внимания и наблюдательности
• Развитие умения понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию
взрослого
• Подготовка руки к письму (развитие крупной и мелкой моторики)
• Формировать желания учиться, положительно воспринимать образ школы.
• Развитие и совершенствования умения с окружающими людьми.
Приемы и методы: словесные, наглядные, творческие, проблемные, игровые, использование ИКТ.
Формы занятий: игровая - познавательная, совместная деятельность взрослого и детей,
групповая, индивидуальная, тренинговые занятия, поисковая.
1.4. Теоретическая база программы
Составленная программа включает в себя интеграцию и модификацию программ
«Цветик – семицветик» (Куражева Н. Ю. и др.) и «Психологическая готовность к школе»
(авторы Яничева Т.Г. , Соломахо Н.В.), «Психологический тренинг для будущих первоклассников» (автор Арцишевская И.Л.).
Выбранные элементы программ взаимно дополняют друг друга и позволяют полно
решать вышеуказанные задачи, направленные на формирование навыков, психологических
качеств и умений, которые помогут ребенку влиться в новый коллектив и стать успешным
учеником, легко справляющимся с новыми непростыми задачами его школьной жизни.
1.5. Принципы к формированию Программы
Основные принципы работы: учет индивидуальных особенностей и возможностей
детей старшего дошкольного возраста, комплексный подход, вариативность занятий, наглядность, использование современных средств и оборудования в деятельности детей и взрослого.
•
Принцип системности — программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми.
•
Принцип личностного подхода — развитие личности рассматривается в единстве и
взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка.
•
Принцип активности — активное участие каждого ребенка в занятии.

4

2. Содержание программы
2.1. Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения – кружок.
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 30 (с сентября по май).
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.
Педагогический анализ знаний и умений по методике «Психолого-педагогическая оценка
готовности ребенка к началу школьного обучения» авторы: Н.Я. Семаго и М.М. Семаго,
«Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый –
в апреле-мае).
2.2. Методы и приемы программы
Методы
Приемы
Наглядный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частичнопоисковый

Рассматривание на занятиях картинок, изображений, рисунков.
Использование наглядных материалов.
Воспроизводство знаний и способов деятельности (беседа, упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы. Выполнения работ на заданную тему, по инструкции.
Вопросы к детям, ответы на вопросы, чтения отрывком из текста,
формулировка выводов. Уточнение, поощрение, диалог, рассказ.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческие задания.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности.
Использования дидактических игр на развития внимания, памяти.
Использования игр малой подвижности.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

2.3. Мониторинг программы
1. Скрининг – обследование готовности к школьному обучению (Н. Семаго, М. Семаго).
Описание программы
Цель: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности
работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по
образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также
вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение
следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как
первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной
программы.
Задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше - меньше». Задания № 2,
3 показывают в первую очередь усвоение ребенком программы подготовительной группы или
подготовки к школе.
Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности
(задание № 1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и
качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно
учитывается и уро5

вень сформированности пространственных представлений, которые также являются
неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.
Помимо оценки результатов выполняемых заданий, необходимо учесть особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным,
поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой — появляется возможность прогностической
оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой работы.
Задания: Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на
листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто
не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте
внимательно. Специалист берет бланк заданий и акцентирует внимание детей на первом
задании.
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой
инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца
листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то
ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и
тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.
Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (показ на бланке пальцем место, где
расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки.
Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите — продолжите
второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать
карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать. Основную часть
инструкции можно повторить дважды: Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до
конца строки.
Специалист наблюдает, как дети выполняют заданий, отмечает в листе наблюдений
особенности выполнения задания и поведения детей. При этом удобно прохаживаться между
рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Единственное, что возможно при выполнении любого задания, — это
успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать:
«Все хорошо, начинай работать и не волнуйся, у тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл сказать:
«Кто закончил, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали первое задание».
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»
Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифры. Определение
сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации «конфликтного» расположения
элементов.
Инструкция. Все нашли задание номер 2? Сосчитайте сколько кружков нарисовано на
листе, и напишите цифру (показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру,
обозначающую количество кружков) сколько квадратов нарисовано (показ — где бланке
следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте
цветнымкарандашом галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте
работать.
Все задание можно спокойно повторить дважды.
6

Так же, как и в первом задании, при необходимости можно использовать стимулирующую
помощь «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.
Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил pаботу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».
Задание № 3. «Слова»
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала,
подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция
собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали.
Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая
детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание №3 (показ на бланке). А теперь
посмотрите на доску.
Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ.
(педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в
квадратах). В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите,
здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать. поскольку в слове ДОМ
всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку —
воттак (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся
галочки). Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы — отмечать
каждый звук всвоем квадратике на листе (показ на бланке, где необходимо проставлять
буквы).
Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки...
Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости
слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.
Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.
Слова для задания № 3 подбираются специалистом по согласованию с учителемлогопедом и в соответствии с программой образовательного учреждения.
Задание № 4. «Шифровка»
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание
алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания,
работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Время на выполнение данного задания жестко ограничивайся 2 минутами. Через 2
минуты все дети должны перейти к заданию № 5.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в
процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как
в образце задания (первая строчка из четырех фигур).
В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур
(например, в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной
из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой.
Перёд началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Метки должны
быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть
фигуры, не подступая к ее краям.
7

Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы
фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки.
Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (показ с постановкой точки в середине
квадрата на доске), в каждом треугольнике — вертикальную палочку (показ с постановкой
знака в треугольник), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (показ), аромбик
останется пустым. В нем, вы не рисуете ничего. У вас на листе показано, что нужно рисовать.
Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда
(сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо). Не спешите. будьте
внимательны.А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.
Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре ставите свой
знак, заполняйте все фигуры по очереди.
С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция
больше не повторяется.
Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и
характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени
педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Задание № 5. «Рисунок человека»
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и
метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (показ)
нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла
продолжать выполнение задания более 5—7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы
детей в листе наблюдения.
Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены индивидуальные
данные и, кроме того, отмечаются особенности деятельности ребенка.
Ф.И
ребенка

Возраст

Нуждается в
Работает медленно Расторможен, Другое
дополнительной помощи
мешает другим

Они сгруппированы по следующим направлениям оценки.
В графе «Нуждается в дополнительной помощи» специалист отмечает те случаи,
когда ребенку неоднократно требуется помощь в процессе выполнения заданий. Ребенок сам
подзывает взрослого и просит его помочь или не может начать работу без стимуляции со
стороны взрослого — в любом случае, если ребенку более чем однократно понадобилась
дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется
знак «+». При этом, если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания,
дополнительно в графе «Другое» отмечается эта особенность (например, «нуждается в
постоянной помощи», «не может работать самостоятельно» и т.п.).
В графе «Работает медленно» специалист отмечает те случаи, когда ребенок не
укладывается в то время выполнения заданий, которое достаточно для всех детей группы. Если
ребенкаприходится ждать и это наблюдается при работе более чем с одним заданием, в этой
графе напротив фамилии ребенка ставится знак «+». Когда ребенок по каким-либо причинам
не начинает выполнять задание и специалисту нужно дополнительно активизировать его, это
скорее можно отнести к необходимости дополнительной помощи, чем к медленному темпу
выполнения.
8

Если ребенок расторможен, мешает другим, не может сам сосредоточиться, кривляется, отвлекается, разговаривает и т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если такое поведение отмечается на протяжении большей части работы, этот факт должен быть обязательно
отмечен и в графе «Другое».
В графе «Другое» также должны быть отмечены особенности поведения ребенка:
•
полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения
заданий;
•
ребенок расплакался и не может остановиться; проявил бурную аффективную реакцию
или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;
•
демонстрирует полное непонимание происходящего.
В любом случае, если в графе «Другое» отмечена хоть одна особенность, выделяющая
ребенка, то это засчитывается как дополнительный отягощающий момент и отмечается еще
одним знаком «+».
Таким образом, в листе наблюдений могут быть отмечены две, три или четыре особенности
поведения (знаки +), характеризующие его незрелость. Чем больше таких знаков, тем более неготовым к началу обучения следует рассматривать ребенка. Количество дополнительных особенностей определяют корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к
началу школьного обучения.
Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:
1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то
общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.
2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то
общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.
3. Если в листе наблюдений отмечены три знака, отмечающие поведенческие трудности, то
общая балльная оценка умножается на коэффициент 0,6.
4. Если в листе наблюдений отмечены четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент
0,45
Итоги фронтальной оценки уровня готовности детей
учебный год

Задание № 5 «Рисунок человека»

Задание № 4 «Шифровка»

Задание № 3 «Слова»

Задание № 2 «Сосчитай и сравни»

Балльная оценка
выполнения заданий

Задание № 1 «Узоры»

№ ФИО
п/п ребенка

Общий
балл

Поведенч.
особенности
Колво

Суммарный Уровень
балл
готовности

Коэф.

9

Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного
обучения
Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего
набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения
ребенка в процессе работы.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.
3- й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.
4- й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.
Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10
баллов.
«Беседа о школе» (Т. А. Нежнова)
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на
школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один
из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на
содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции
школьника.
Варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
Ф.И.
(фиксируются ответы при беседе и баллы)
Вопросы беседы
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Почему ты хочешь идти в школу?

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься
(тебя готовят)?

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не
нравится больше всего? (предварительно у ребенка
спрашивают, был ли он в школе)

Варианты ответов
А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу
А – интерес к учению, знаниям: хочу
научиться читать, писать, стать грамотным,
умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам:
новая форма, книги, портфель и т.д. В
– внеучебные интересы: в садике надоело, в
школе не спят, там весело, все ребята идут в
школу, мама сказала
А – освоение некоторых навыков чтения,
письма, счета: с мамой учили буквы, решали
задачки
и
т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей
В – занятия, не относящиеся к школе

Баллы
2
1
0
2
1
0

А – уроки, школьные занятия, не имеющие
аналогов в дошкольной жизни ребенкаБ
– внеучебные занятия и прочие, не связан- ные
с учением моменты: перемена, занятия во
внеурочное время, личность учителя,внешний
вид школы, оформление класса
В – уроки художественно-физкультурного

2
1
0

2
1
0

10

цикла, знакомые и близкие ребенку в
дошкольном детстве и продолжающиеся в
школе
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и вдет- А – занятия учебного типа: писал бы буквы,
ский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил читал
и
т.д.
свой день?
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование
В – занятия, не имеющие отношения к школе:
игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за
животными

2
1
0

Интерпретация результатов:
9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к
школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике
школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
0-4 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не
сформирована).
2.4. Структура ООД
Этапы

Длительность

Задачи

Приветствие (настрой на работу)

2минуты

Основная часть

25 минут

Настрой детей на положительное
общения, взаимодействие в группе.
Настрой
детей
на
позицию
«Ученик».
Включает
в
себя
разделы
программы,
чередуется
в
зависимости от темы.
Закрепление
пройденного
материала,
обсуждение
и
самооценивание,
оценивание
группы.
Завершения
занятия
ритуалом
прощания,
длясохранение
положительного
настроения.

Заключительная
прощания)

часть

(ритуал

3 минуты

2.5. Ожидаемые результаты
Программа занятий включает в себя 7разделов, выделенных в соответствии с теми
трудностями и сложностями, с которыми на практике сталкивается ребенок, приходя учиться
в первый класс и критериями психологической готовности ребенка к школе.
Элементы каждого раздела включены в содержание занятий в разном объёме в зависимости
от тематики и задач конкретного занятия.
Разделы
1.
«Развитие мелкой моторики»
•
Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую
моторику пальцев руки и мышцы кисти);
•
Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево,
вверх-низ;
2.
«Развитие мышления»
•
Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
•
Развивать сообразительность, любознательность;
•
Развивать мыслительные операции;
•
Развивать логическое мышление;
•
Учить выделять существенные признаки.
3.
«Развитие речи»

11

•
Расширять и активизировать словарный запас;
•
Пополнять запас знаний и сведений;
•
Развивать воображение, фантазию;
•
Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
4.
«Развитие памяти»
•
Развивать непроизвольную и произвольную память;
•
Развить зрительную и слуховую память.
5.
«Развитие внимания»
•
Развивать сенсорное внимание:
•
Развивать слуховое внимание;
•
Развивать моторно-двигательное внимание.
6.
«Я ученик»
Основная задача — формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной
позиции (роли школьника), новым правам и обязанности.
•
Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный
интерес; расширять кругозор детей)
•
Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху»
(уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
•
Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать
формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика;
создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу
принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как
взрослые).
7. «Снятие эмоционального напряжения»
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и
эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им
понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за
проделанную работу.
В связи освоения программы «Введение в школьную жизнь», у детей будут сформированы предпосылки к школьному обучению, по всем 7 разделам, а также повыситься мотивационная готовность к школьному обучению.
2.6. Форма предоставления результатов
2 раза в год проводятся индивидуальные встречи с родителями, на которых
представляются результаты диагностики, даются рекомендации по развитию
психических процессов.
•
Участие детей в интернет-олимпиадах;
•
Открытое занятие для родителей;
•
Индивидуальные встречи с родителями.

12

3.

Учебный план

3.1. Пояснительная записка учебному плану программы
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и
рассчитана на 1 учебный год. Предполагает проведение одного занятия в неделю во
второй половине дня с продолжительностью 25-30 минут. Программа рассчитана с
учетом возрастных особенностей.
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических
процессов,
определяющих
познавательные
возможности,
и
включает
соответствующие разделы:
«Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь».
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия
мышечного и эмоционального напряжения, а также дети применяют на себя «Роль
ученика».
Общее количество учебных занятий в год – 30.
3.2. Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план разработан в соответствии:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвива- ющих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департаментагосударственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образованияи науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности
•
Локальный акт ИП Мордвовой И.С.
3.3. Учебный план
Направленност
ь

Интеграция
образовательных областей
Социальнокоммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
Речевое развитие

Название
объедине
ния

Форма
занятия

«Введение
в
школьную
жизнь»

Групповая

Учебная группа
Год
обучения,
количество
занятий
1
год
обучения, 30
занятий

Количество
групп

Наполняемость

1 группа

13 человек

Возр
аст
детей

Количество занятий в
неделю,
длительность

Ито
го
часов в
неделю

Итого
занятий/часов
в год

5-7
лет

1 занятия
в неделю,
25-30
минут
(0,5 ч)

0,5 ч
часа

30/15 ч

13

Занятие с детьми по программе «Введение в школьную жизнь»
Игровые сеансы

Объём учебной нагрузки по программе
(количество игровых занятий)
Подготовительная к школе группа
4
4
5
3
3
3
3
4
1
30

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Итого

Календарный учебный график проведения занятий по программе
«Введение в школьную жизнь»
№

Содержание

Возрастная группа

п/п
1

Количество групп

1 группа

2

Количество занятий в неделю

1 занятие в неделю

3

Начало учебного года

1 сентября

4

Окончание учебного года

6 мая

5

Количество недель в учебном году

30 недель

6

Продолжительность учебной недели

5 дней (пн.-пт.)

7

Начало непосредственной образовательной
деятельности

Пятница 18.00

8

Окончание непосредственной образовательной
деятельности

Пятница 18.30

9

Перерыв между непосредственной
образовательной деятельностью

нет

10

Продолжительность непосредственной
образовательной деятельности

Подготовительная к школе группа –
30-35 минут

11

Объем недельной нагрузки

Подготовительная к школе группа –
30-35 минут

14

12

Сроки проведения каникул

Зимние
Летние

13

Летний оздоровительный период

С 6 мая по 31 августа

14

Сроки проведения мониторинга

4 неделя сентября - вводная
4 неделя апреля- 1 неделя мая - итоговая.

15

Период проведения родительских собраний и
индивидуальных встреч с родителями

1 неделя октября, 2 неделя мая

16

Открытое занятие для родителей

1 неделя мая

17

Праздничные дни

4-5 ноября – День народного
единства
1-11 января - Новогодние праздники
21 - 23 февраля – День Защитника
Отечества
7 - 9 марта Международный
женский день
1-4 мая, 9-11 мая – Майские
праздники

18

Работа в летний период

Занятие не проводятся

19

Прием специалистов (педагог-психолог)

Вт, ср, пт

20

Приемные часы администрации
Директор

Пн-Пт 16:00 – 18:00

Администрация детского сада

Среда 16:00 – 18:00

15

•

Методическое обеспечение программы

4.1. Перспективное планирование
№
Название темы
п/п

Возрастная
группа
Подготовительная

Итого

1

Знакомство

1

1

2

Что такое школа

1

2

3

Входная диагностика

1

1

4

Коврики. Классификация. Запомни фразу.

1

1

5

Мы вместе

1

1

6

Создание лесной школы

1

1

7

Времена года

1

1

8

Мы ученики

1

1

9

Путешествие в страну «Урок»

1

2

10

Мир знаний

1

1

11

Сегодня день знаний

1

1

12

День рождения

1

2

13

Необитаемый остров

1

1

14

Волшебные слова

1

1

15

1

2

16

Фигуры и счет
Промежуточная диагностика
Время

1

2

17

Узоры

1

1

18

Вместе весело шагать

1

1

19

Смотри, не пропусти

1

1

20

Ты и я

1

1

21

Школа

1

1
16

22

Изобрази и угадай

1

1

23

Я в будущем

1

1

24

Итоговая
диагностика-1
Итоговая
диагностика-2

1

1

1

1

25
Итого:

30

4.2. Тематическое планирование
№
Месяц
Неделя
Тема
Задачи
п/п
Подготовительная к школе группа (1 год обучения)
1
Сентябрь
1 неделя
Знакомство
Настроить
детей
на
положительное
общение,
создать
благоприятную
атмосферу
в
группе.
Познакомить
с
особенностями занятий и
правилами на них.
Развивать
память
и
мышления,
творческие
способности детей.
2
Сентябрь
2 и 3 недели Что такое школа
Дать представление о школе,
3
обнаружить
их уровень
знаний о школе, вести в
игровую ситуацию, учить
находить
пути решения. Развивать
внимания, память.
4
Сентябрь
4 неделя
Входная диагностика
Выявление
уровня
готовности к школьному
обучению
5
Октябрь
1 неделя
Коврики. Классифи- Развития объёма внимания.
кация. Запомни фразу. Развития
мышления,
воображения.
Развитие
мелкой моторики руки.
Развитие произвольности.
6

Октябрь

2 неделя

7

Октябрь

3 неделя

Формирование адекватной
самооценки; Развитие
памяти,
внимания
Создание лесной шко- Воспитывать желания
лы
учится.
Закреплять
имеющие знания о школе.
Развитие культурыр ечи;
Мы вместе

17

8

Октябрь

4 неделя

9

Ноябрь

1 неделя

10
11

Ноябрь

2 и 3 неделя

Развитие внимания и
словесно - логического
мышления
Времена года
Расширение представлений
об окружающем мире;
Развитие мышления,памяти,
связной речи
Мы ученики
Расширение представлений
об окружающем мире;
Развитие мышления,памяти,
связной речи
Путешествие в страну Развитие
способности
«Урок»
устанавливать
закономерность
Обучение
составлению
предложений, по опорным
словам, развитие речи.
Развитие
активного
внимания,
Развитие
объема
кратковременной слуховой
памяти
Обучение рефлексии; снятие
эмоционального напряжения

12

Ноябрь

4 неделя

Мир знаний

13

Ноябрь

5 неделя

Сегодня день знаний

Развитие
умения
классифицировать предметы по
существенным признакам и
обобщать.
Обучения навыкам ана- лиза
и рассуждения.
Развитие
зрительной
памяти.
Обучение
способности
концентрации, объема.
Тренировка
на
дифференциацию
заданий
взрослого.
Развитие способности
устанавливать
закономерность в
изображениина основе
зрительного и
мыслительного анализа
Развитие фантазии
Обучение навыкам
запоминания текста с помощью мнемонических
приемов.

18

14
15

Декабрь

1 и 2 неделя

День рождения

16

Декабрь

3 неделя

Необитаемый остров

17

Январь

2 неделя

Волшебные слова

18

Январь

3 неделя

Фигуры и счет

19

Январь

4 неделя

Фигуры и счет

20
21

Февраль

1 и 2 неделя

Время

22

Февраль

3 неделя

Узоры

23

Март

1 неделя

Вместе весело шагать

Развитие
умения
переключать
слуховое
внимание,
выполнять
действия
согласно
показанной картинке
Обучение
целенаправленному
управлению мышцами лица;
обучение
свойствам
невербального общения
Развитие навыков общения,
умение слушать
собеседника, задавать
вопрос, развитие мелкой
моторики рук. Развитие
внимание, произвольности.
Умение работать с
ножницами. Развитие
логического мышления.
Развитие произвольного
поведения и
внимания;
Развитие умения снимать
мышечные
зажимы
Формирование навыков
речевого этикета;
Формирование способности к сотрудничеству
Развития
внимания
и
восприятия.
Развития
памяти. Развитие мелкой моторики рук.
Развития
внимания
и
восприятия.
Развития
памяти. Развитие мелкой моторики рук.
Закрепление умения
ориентироваться во
времени;
Развитие внимания, памяти,
мышления
Развития
внимания,
восприятия.
Развития памяти. Развитие
мелкой моторики.
Снижение тревожности,
формирования
положительной атмосферы.
Развитие положительной
мотивации.
19

24

Март

3 неделя

Смотри, не пропусти

25

Апрель

1 неделя

Школа

26

Апрель

2 неделя

Изобрази и угадай

27

Апрель

3 неделя

Я в будущем

28

Апрель

4 неделя

Итоговая
диагностика-1

29
30

Май

1,2 неделя

Итоговая
диагностика-2

Развития памяти, логического мышления.
Развитие внимания, памяти,
моторики, связной речи;
Снятие мышечного
напряжения
Развития внимания, памяти,
речи, произвольности.
Формирование позитивной
самооценки; Формирование
доброжелательного
отношения к сверстнику
Выявление уровня
готовности к школьному
обучению
Выявление уровня
готовности к школьному
обучению

20

• Методическое и дидактическое обеспечение реализации Программы
Занятия по программе «Введение в школьную жизнь» проходят в кабинете педагогапсихолога.
Кабинет для обучения, оборудованный современными средствами обучения: интерактивной доской, компьютером, принтером. На занятиях используются все эти средства.
Кабинет оборудован детской мебелью стульями и столами.
На занятие используется раздаточный материал: тетради в клетку, цветные и простые
карандаши.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
1. Печатные пособия
Комплекты
Наборы сюжетных (предметных) картинок в том числе цифровые.
2. Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Интерактивная панель.
Компьютер.
Принтер.
3. Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие
тематике программы.
4. Игры и игрушки
Настольные развивающие игры
5. Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

21

Литература
1.
Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий.
2.
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. –
96 с.
3.
Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» - Питер, 2004- 208с.
4.
Куражева Н.Ю.,Вараева Н.В.,Тузаева А.С. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. - СПб.:2014.
5.
Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу
школьного обучения: Программа и методические рекомендации-М.: ООО «Чистые пруды»,
2005. – 32 с. ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
6.
Чистякова М. Психогимнастика. М.: «Просвещение», 1990.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».