Программа дополнительного образования Радуга красок от 1,5 до 3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Возрастные особенности детей
1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Радуга красок»
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы
2.2. Примерное годовое планирование
2.3. Календарно-тематическое планирование.
2.4. Используемая литература

Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается
художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте,
помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно
привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки,
различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и
зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов
изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей от 1,5 до 3 лет
имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным
навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,
становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными
усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются
индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально
использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности,

эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и
доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно
в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает
творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных
материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность
для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало
понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для
современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с
этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового
материала и нестандартных изотехнологий.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного
рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных
изобразительных материалов.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к
миру прекрасного.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка.
Уважительного отношения к результатам детского творчества.
Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
o «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
o монотипия;
o рисование по мокрой бумаге;
o рисование путем разбрызгивания краски;
o оттиски штампов различных видов;
o рисование жесткой кистью (тычок).
Возрастные особенности детей
Действуя с предметами, ребенок второго - третьего года жизни открывает для себя их физические (величину,
форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и
составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с
предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой
едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его

употребления открывает ребенку взрослый.
К концу второго - началу третьего года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками
и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не вполне владеет
способами действий с ними.
Постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого.
Полезны совместные со взрослым сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель
показывает детям картинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.
Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды
деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др.
Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые, в свою очередь,
обогащают его самостоятельную сюжетно-отобразительную игру.
К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры.
Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений,
т.е. взять на себя роль другого человека, персонажа сказки.
В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком
творческого начала в его деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только
начинают формироваться. Графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Радуга красок»:
o развитие мелкой моторики рук;
o обострение тактильного восприятия;
o улучшение цветовосприятия;
o концентрация внимания;
o повышение уровня воображения и самооценки;
o расширение и обогащение художественного опыта;
o формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и
умения взаимодействовать друг с другом;
o развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который
изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: 15 минут. Занятия кружка
начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Мониторинг программы
Диагностическая карта развития художественных способностей детей в нетрадиционной технике (3 балла – высокий
уровень, 2 – средний, 1 – ниже среднего)
П/ Ф.И.
Знания
о Знания
Передача Композиция
Пере дача дви Цвет
п ребенка нетрадиционно характерных
формы
жений
№
й техники
особенностей
Расположение Отношение по
Цветовое Разнообразие
нетрадиционно
изображений величине
решение цветовой гаммы
й техники
на листе
разных
изображений
составляющих
картин
у

Баллы

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в игру.
Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; располагает изображение по всему листу; цветовое
решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. Выполняет задание
самостоятельно, бес помощи взрослого.

Средний уровень- ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный
вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает
пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и
характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу.
Уровень ниже среднего - ребенок проявляет слабый интерес к нетрадиционной технике рисования, неохотно вступает в
данный вид деятельности. Не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение
не соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по
всему листу.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – ноябрь) и в конце учебного года (итоговая
– май).

2. Содержательный раздел
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая
работа).
Методы проведения занятия:
o словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
o наглядные
o практические
o игровые
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и
навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С

возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства
выразительности.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
o Проведение выставок детских работ
o Проведение открытого мероприятия
o Проведение мастер-класса среди педагогов
Метод проведения НОД
Вводная часть: беседа о технике рисования, о материале, последовательный поках приема выполнения работы.
Мотивация.
Основная часть: самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог напоминает
последовательность, помогает осуществить замысел.
Заключительная часть – аналих проделанной работы, закрепление последовательности. Уборка рабочего места.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Сентябрь
№

1

Тема занятия

Мой любимый
дождик

Программное содержание
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек,
используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память,
мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию
нетрадиционными способами.

Содержание
Оборудование
Рисование пальчиками
Гуашь в мисочках, салфетки,
альбомный лист.

2

3

4

Осеннее дерево

Мухомор

Цветочная
поляна

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать
чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать
аккуратность.
Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки
мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Совершенствовать умение в данной
технике. Развивать чувство композиции.

Тычок жесткой кистью
Жесткие кисти, гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
Рисование пальчиками
Кисти, гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
Прием примакивания.
Лист бумаги, тонированным
зеленым цветом,кисти, гуашь
разных цветов.

Октябрь
№
5

Тема занятия
Компоты и
варенье в
баночках

Программное содержание
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования пальчиками. Продолжать учить
наносить ритмично точки на всю поверхность банки.
Развивать чувство композиции.
Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать
наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую
моторику, речь.

6

Осенние листья

7

Яблоко –
Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику
красное, сладкое рисования.

8

Листопад

Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать
аккуратность.
Ноябрь

Содержание
Оборудование
Рисование пальчиками
Вырезанные из бумаги банки.
Печати, гуашь.
Отпечаток листьев.
Гуашь, поролоновые тампоны,
принадлежности для рисования.
Рисование кистью
Лист тонированной бумаги,
гуашь, кисти.
Рисование пальчиками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

№

Тема занятия

9

Колобок катится
по дорожке

10

11

12

Программное содержание

Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное
использование таких выразительных средств, как линия,
форма, цвет.
Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать
чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание,
Наряды для
мышление, память, речь.
наших кукол
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для
кукол, живущих в нашей группе.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Дождик и грибок
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами
выразительности изображать которые они видели,
пробовали и хотели бы нарисовать.
Украсить свитер

Совершенствовать умение в данной технике.
Развивать чувство ритма.

Содержание
Оборудование
Рисование кистью
Лист бумаги, гуашь, кисти.
Вырезанные из бумаги платья,
кисть, гуашь.

Рисование пальчиками
Лист бумаги, гуашь.
Тычок жесткой кистью
Вырезанные из бумаги свитера.
Жесткая кисть, гуашь.

Декабрь
№

13

Тема занятия

Дерево зимой

Программное содержание
Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет,
состоящий из вертикальных и наклонных линий.
Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой
краски, ворсом кисти.

Содержание
Оборудование
Рисование кистью.
Альбомный лист, гуашь, кисти.

14

Звездочки на
небе

15

Дед Мороз

16

Елочкакрасавица

№

Тема занятия

17

Зимний лес

18

Снегопад за
окном

Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких
представлений в рисунке.
Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить
рисовать бороду Деда Мороза.
Развивать внимание, мышление, память, речь. Учить
рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза
помпончиками.
Учить рисовать пальчиками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в
рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу,
рисовать всем вместе.
Январь
Программное содержание
Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство
композиции.
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично
точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких
впечатлений в рисунке.

Рисование пальчиками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

Рисование ладошкой
Альбомный лист, гуашь, поролон

Коллективная работа, рисование
ладошками
Альбомный лист, гуашь.

Содержание
Оборудование
Рисование кистью
Альбомный лист, гуашь, кисти.
Рисование пальчиками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

19

20

№

Вьюга

Снеговик

Тема занятия

21

Плюшевый
медвежонок

22

Маленький
тигренок.

23

Маленький друг

24

Нарисуй и
укрась вазу для
цветов

Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение
кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и
создание разных оттенков синего). Выделение и
обозначение голубого оттенка.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования. Учить прижимать
пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
Февраль
Программное содержание
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой
игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их
относительную величину, расположение, цвет.
Учить рисовать крупно.
Развивать творческое воображение.
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой
жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного,
используя создаваемую тычком фактуру как средство
выразительности. Учить наносить рисунок по всей
поверхности бумаги.
Совершенствовать умения детей в данных изобразительных
техниках. Развивать воображение, чувство композиции.
Март

Рисование хаотичных узоров в
технике по – мокрому.
Альбомный лист, акварель.
Оттиск пенопластом
Лист тонированной бумаги,
гуашь, кусочки пенопласта,
Содержание
Оборудование
Рисование поролоном
Альбомный лист, гуашь, кисти.
Рисование пальчиками
Альбомный лист, гуашь.
Рисование способом тычка
Альбомный лист, гуашь, кисти.
Оттиск печатками
Альбомный лист, акварель, кисти.

№

25

Тема занятия
Веселые
осьминожки
(коллективная
работа).

26

Веточка мимозы

27

«Веселые
матрешки»

28

Лошадка

Программное содержание
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание,
мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными
способами; вызвать желание сделать коллективную работу,
рисовать всем вместе.
Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая
изображение путём использования точки как средства
выразительности; закрепить знания и представления о цвете
(жёлтый), форме (круглый), величине (маленький),
количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными
способами. Вызвать желание сделать в подарок маме
красивый букет.
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной
техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для
матрешек.
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –
лошадки. Развивать мелкую моторику, внимание,
мышление, память, речь.

Содержание
Оборудование
Рисование ладошками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

Рисование пальчиками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

Рисование пальчиками
Альбомный лист, гуашь.

Рисование ладошками
Альбомный лист, гуашь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными
способам.
Апрель
№

Тема занятия

29

Солнышко
(коллективная
работа).

30

Улитки на
прогулке

31

Кто в каком
домике живет

32

Украсим кукле
платьице

Программное содержание
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики
для солнышка.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание,
мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными
способами; вызвать желание сделать коллективную работу,
рисовать всем вместе.
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить
умение равномерно наносить точки на всю поверхность
предмета.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными
способами.
Учить создавать изображения предметов, состоящих из
прямоугольных, квадратных, треугольных частей
(скворечник, улей, конура, будка).
Учить детей составлять узор из знакомых элементов
(полосы, точки, круги).
Развивать творческое начало, эстетическое восприятие,
воображение.
Май

Содержание
Оборудование

Рисование ладошками
Альбомный лист, гуашь.

Рисование пальчиками
Альбомный лист, гуашь.

Рисование кистью
Лист тонированной бумаги,
акварель, кисти.
Рисование фломастерами
Альбомный лист, фломастеры.

№
33

34

35

36

Тема занятия
Сказочный
домик-теремок

Программное содержание

Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать:
- образные представления;
- воображение;
- самостоятельность и творчество
в изображении и украшении сказочного домика.
Совершенствовать приемы
украшения
Носит одуванчик Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить
желтый
умение ритмично точки на всю поверхность листа.
сарафанчик.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких
впечатлений в рисунке.
Мой веселый
Рисование круглых двуцветных предметов: создание
звонкий мяч
контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и
раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной
фигуры.
Радуга-дуга
Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по
выбору, развитие творческого воображения.

Содержание
Оборудование
Рисование фломастерами.
Альбомный лист, фломастеры.

Рисование пальчиками
Лист тонированной бумаги,
гуашь.

Рисование кистью
Альбомный лист, гуашь, кисть.
Рисование кистью
Альбомный лист, гуашь, кисть.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы
o Иллюстрации
o Столы

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

Стулья
Магнитофон
Флеш-накопитель с музыкуой
Гуашь
Акварель
Пальчиковые краски
Кисти
Листы бумаги
Печати поролоновые
фломастеры

Список использованной литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. -

№18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий.– М., 2007
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное
воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
https://pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие
для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.
9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».