Программа дополнительного образования Мир движений от 1,5 до 3

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приемы программы
2.3. Мониторинг
2.4. Структура НОД
2.5. Ожидаемые результаты
3. Перспективный план
4. Материально-техническое оснащение
5. Список литературы

1.

Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более
высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя
образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение
жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье человека является необходимым
условием реализации всех заложенных в человеке возможностей.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в
статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление
определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника,
плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации
движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в
форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые
условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и
оздоровлению дошкольников.
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность,
успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное
воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как:
восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортом дисциплинирует,
развивает, даёт уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада
характера: пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный
тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит
гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу
собственного тела, стать выносливее и по-другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи
в определенной мере может детский фитнес.
Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление
здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее
возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках
дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень
физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и
уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими
упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность
отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия
элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного
развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность,
самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
В связи с этим было принято решение разработать специальную программу, направленную на
укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей,
повышение уровня привлекательности занятий физкультурой через приобщение к детскому фитнесу.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного
возраста. В программу включены: танцевально–ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды
упражнений, комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации. Все
разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придаёт учебно–
воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребёнка.
Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект: повышает активность, дает прилив
бодрости, устраняет хандру и меланхолию, повышает настроение. Регулярные занятия мышечносуставной гимнастикой воспитывают волю и уверенность в себе.
Программа дополнительного образования «Мир движений» имеет физкультурно-спортивную
направленность.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная программа «Мир движений» разработана в соответствии с нормативными
документами:
•Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образователь- ной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 No 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. No 1726-р).
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 No 09-3242)
• Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. No 08249
• Приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
• Локальный акт ИП Морвдова И.С.
1.3. Цели и задачи программы
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Количество детей в
группе - 10 человек.
Цель – укрепление здоровья и повышение двигательной активности младших дошкольников
через занятия детским фитнесом.
Задачи:
1. Укрепить общее физическое состояние (развивать основные физические качества)
2. Формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия.
3. Формировать чувство ритма и музыкальной памяти.
4. Знакомить детей с различными видами спорта через занятие фитнесом.
Наиболее эффективными в работе с детьми являются следующие приёмы и методы:
1. Метод наглядного восприятия (показ, демонстрация)
2. Метод строго регламентированного упражнения (разучивание по частям).
3. Метод частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
4. Метод закрепления упражнения (многократное повторение движений под музыку).
1.4. Теоретическая база программы
В основу дополнительной оздоровительной программы положены методики работы с детьми
дошкольного возраста:
- «Игровой стретчинг»,
- Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе»
- «Фитнес для детей и подростков»
- Самомассаж и релаксация
- Подвижные игры для детей.
Выбранные элементы программы взаимно дополняют друг друга и позволяют полно решать
вышеуказанные задачи, направленные на формирование здорового образа жизни, спортивных
навыков, совершенствования физических способностей детей.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

Работа по программе проводится на основе методических разработок по детскому фитнесу,
которые составлены на весь учебный год по принципу «от простого к сложному» с применением
технологий М. Киенко и Е.Сулим.
- музыкальное сопровождение занятий
Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении
тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями. Музыка и занятия
фитнесом понятия неразделимые. Музыкальное сопровождение приносит заряд позитивной
энергии, позволяет получать от занятий не только пользу, но и удовольствие.
Основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие:
возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального
произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности.
- аэробика
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм
потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и
дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А
кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же
кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность
окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность
ребенка в кислороде больше.
- ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений,
которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной
системы, большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства,
способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей;
- лого-аэробика - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и
четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.
степ-аэробика занятия со степами и без - освоение навыков равновесия, обучение правильной
ходьбе, развитие мелкой моторики.
- аэробика подражательного характера, развивает воображение и фантазию.
- фитбол-гимнастика гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорнодвигательный аппарат ребенка.
- игровые технологии
2. Содержание программы
2.1. Формы и режим занятий
Общее количество занятий в год – 36 (с сентября по июнь). Количество детей в группе 10
человек.
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю.
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы занятий:
- групповые занятия;
- индивидуально-групповая работа
2.2. Методы и приемы программы
Игровой метод – игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально-ритмическая гимнастика.
Метод наглядно-слухового показа – повтор упражнений за педагогом.
Метод активной импровизации – импровизация детей под музыку
Метод упражнения – систематическое выполнения упражнений.

2.3. Мониторинг программы
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Физически-развитый, овладевший основными двигательными навыками»
№
п/п

Ф.И. ребенка Сформированно
сть навыка
выполнения
основных видов
гимнастических
упражнений

Сформирован
ность навыка
выполнения
упражнений
стретчинга

Сформирован
ность навыков
владения
фитболом

Владение
основными
приемами
дыхательной
гимнастики,
самомассажа

1
2
3
В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении
воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы:
3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи)
взрослого
2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в
совместной совзрослым деятельности
Мониторинг проводится 2 раза в год (ноябрь, май). В процессе наблюдения за
деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения
планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому,
среднему, низкому.
2.4. Структура НОД
Этапы
Разминка

Длительность
3 минуты

Основная часть

7 минут

Задачи
Подготовить
организм
основной
нагрузке

Содержание
Выполняется музыкальная разминка,
к задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более
сложным и интенсивным упражнениям

Развитие физических качеств детей, через комплексы упражнений

Дети знакомятся с новыми движениями,
учатся их выполнять, а также закрепляют
ранее изученные. Именно на этом этапе
идет включение упражнений стретчинга
или фитбол-гимнастики, направленных на
развитие и укрепление физических данных
детей.
Последовательность
всех
упражнений
распределяется
таким
образом, чтобы тело ребенка получало
равномерную нагрузку.

Заключительная
часть

5 минуты

Релаксация

Проводится подвижная игра на снятие
мышечного напряжения и специальная
игра для восстановления дыхания,
например, пальчиковая гимнастика или
самомассаж. Здесь важно привести
организмдетей в спокойное состояние.

2.5. Ожидаемые результаты
- снижение заболеваемости
- высокий уровень развития основных физических качеств (ловкость, сила, гибкость, выносливость,
чувство ритма, воспроизведение танцевальных движений)
- развитие музыкально – ритмических способностей.
3. Перспективный план
СЕНТЯБРЬ
Неделя

Тема

Материалы

1 неделя
Тема «В гости к солнышку"
2 неделя

Тема «Веселые птички»

3неделя

Тема «Звонкие погремушки»

4неделя

Контрольно-проверочное
занятие

Мячи

Содержание
Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Упражнения на равновесие.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

ОКТЯБРЬ
Неделя
1 неделя
2 неделя
3неделя
4неделя

Тема
Тема «Экскурсия в лес»
Традиционная структура
занятия
Фитнес-тренировка
Фитнес-тренировка

Материалы
Мячи

Содержание
Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Упражнения на равновесие.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

НОЯБРЬ
Неделя
Тема
Материалы
1 неделя
Тема «Экскурсия в лес»
Малые мячи
2 неделя Традиционная структура занятия
3неделя
Фитнес-тренировка
4неделя
Фитнес-тренировка

ДЕКАБРЬ

Содержание
Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

Неделя

Тема

1 неделя

Тема «Веселые самолеты»

2 неделя

Тема «Цветные самолеты»

3неделя

Фитнес-тренировка

4неделя

Фитнес-тренировка

Неделя
1 неделя
2 неделя
3неделя
4неделя

Тема
Тема «Разноцветные платочки»
Тема «Магазин цветных
ленточек»
Фитнес-тренировка
Фитнес-тренировка

Материалы

Содержание

Утяжелители Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Упражнения на равновесие.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры
ЯНВАРЬ
Материалы
малые мячи
фитболы

Содержание
Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

ФЕВРАЛЬ
Неделя
1 неделя
2 неделя
3неделя
4неделя

Тема
Тема «В гостях у лисы»
Тема «В гостях у зайки»
Фитнес-тренировка
Фитнес-тренировка

Материалы
фитболы

Содержание
Строевые упражнения и перестроения.
Ходьба и бег.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

МАРТ
Неделя
1 неделя
2 неделя
3неделя
4неделя

Тема
Тема «Школа физкультуры Мишкитоптыжки»
Тема «Школа физкультуры Мишкитоптыжки»
Фитнес-тренировка
Фитнес-тренировка

Материалы
утяжелители
тренажёры

Содержание
Строевые упражнения и
перестроения.
Ходьба и бег.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

АПРЕЛЬ
Неделя

Тема

1
Тема «Поиграем с солнечным
неделя зайчиком»
2
Тема «Поиграем с солнечным
неделя зайчиком»
3неделя Фитнес-тренировка

Материалы
Обручи
Фитболы

Содержание
Строевые упражнения и
перестроения.
Ходьба и бег.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

4неделя Фитнес-тренировка

МАЙ
Неделя
1 неделя

Тема
Тема «На солнечной поляночке»

2 неделя
3неделя
4неделя

Тема «На солнечной поляночке»
Фитнес-тренировка
Фитнес-тренировка

Материалы Содержание
утяжелители Строевые упражнения и
перестроения.
Ходьба и бег.
Упражнения на равновесие.
Прыжки.
Метание, бросание, ловля.
Лазанье, ползание.
Подвижные игры

4. Материально – техническое оснащение:
- музыкальный центр
- спортивное оборудование (мячи различного размера, фитболы, обручи, дорожки).
Дидактический материал:
- аудио и видео материалы
- картинки
- игрушки

Список литературы
1.

М. Киенко « Детский фитнес. Методическая разработка». М. Айрис-пресс 2017

2. Е. В. Сулим «Детский фитнес» Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. М. ТЦ Сфера 2014.
(Растим детей здоровыми).
3. Программа и конспекты занятий. Под редакцией О, Н, Рыбкина , Л. Д. Морозова. М. АРКТИ.
2016-104с. (Растем здоровыми).
4. О. Ю. Вербина «Фитнес для всех». Чебоксары 2014.
5. Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий. Под редакцией О, Н, Рыбкина , Л. Д.
Морозова. М. АРКТИ. 2016-104с. (Растем здоровыми).
6. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет.
Фитбол-гимнастика» издательство «Учитель»2011. Волгоград.
7. Е. В. Сулим «Занятия физкультурой. Игровой стретчинг для дошкольников» М. ТЦ. Сфера.
(Будь здоров дошкольник).
8. Л. Н. Волошина Игровые технологии в системе воспитания дошкольников» учитель 2013.
Волгоград.
9. Е. И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики» Учитель 2011. Волгоград.
10. Н. П. Недовесова «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» Детство-пресс 2014.
11. М. М. Борисова Тематические подвижные игры для дошкольников» М. Обруч 2015.120. Н. Э.
Власенко «300 подвижных игр для дошкольников» Практическое пособие. М. Айрис-пресс 2011.

1.Вводная часть
- Игры на перестроение
*Становимся в шеренгу
*По местам
*Слушай сигнал
*Солдатики
*Совушка
*Кто быстрей из круга
*Космонавты и летчики
- Танцевально – строевые упражнения
*У ребят порядок строгий
*Поезд
*Воробушки и автомобиль
*Хоровод
*Вейся веночек
*Строевые комбинации (6 штук)
*Строевое упражнение с флажками
*Строевое упражнение с цветами
*Разойдись и становись
*Музыкальное перестроение
- Танцевальные комплексы упражнений для разминки и перестроений
*Путешествие в волшебный лес
*Правильная осанка
*Веселое путешествие
*Медвежата
*Танцевальный бег по кругу
2.Основная часть
- Ритмические танцы
*Полька - хлопушка
*Часики
*Полька добрый жук

*Танец Муренки
*Большая стирка
*Ритмический веселый танец
*Карусель
*Веселый слоненок
- Танцевальные упражнения, танцы и элементы хореографии
*Танец Короля и принцессы
*Круговая кадриль
*В ритме польки
*Русский лирический
*Травушка муравушка
* «Кик»
*По ниточке
*Русские матрешки
*Маленькая страна
*Аист на крыше
- Танцевальные упражнения и танцы с предметами
*Солдатики
*Танец «Настоящая метла»
*Не уроните шарик (Танец с мячами)
- Игры для закрепления правильной осанки
*Пятнашки
*Тише едешь – дальше будешь
*Ходим в шляпах
- Подвижные игры для профилактики плоскостопия
*Карлики и великаны
*Передай ногами мяч
*Нарисуй солнышко
*Передай предмет
3.Заключительная часть
- Комплексы танцевальных упражнений в партере
*Танец Сулеймана
*Рок-н-ролл лежа
*Дельфин
*Рыба – пила
*Кручу – кручу
- Танцевальные упражнения на расслабления
*Сосулька
*Чебурашка
*Чайка
*Жаворонок
*Лягушка
- Комплексы упражнений дыхательной гимнастики
*Перекличка животных
*Трубач
*Топор
*Ворона
*Гуси

*Птица
*Веселые шаги
*Часики
*Паровозик
*На турнике
*Партизан
*Регулировщик
*Петух
- Пальчиковая гимнастика
*Раз, два, три, четыре, пять
*Цветок
*Кого встретили в лесу
*Дружба
*Пальчиковые игры с мячом – (7 упражнений)
- Комплексы упражнений для развития мелкой моторики
*Веселый ритмичный танец
*Полька пальчиками
*Танец белочек
*Веселое жонглирование
*Танцевальное упражнение с платочком
- Игровой самомассаж
*Поиграем с носиком
*Массаж головы
*Поиграем с ушками
*Поиграем с ручками
*Поиграем с ножками
*Кто там топает по крыше…
*Черепаха
*Наши спинки
*Паровоз
*Далеко – далеко…
*Ладошки
- Гимнастика для глаз
*Лиса
*Солнышко
*Медведь
*Зайка белый
*Наши глазки (3 упражнения)
*Цветочек и бабочка
*Жук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».