Программа дополнительного образования _Мир движений_

Содержание
№ п/п

Наименование раздела

1.

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность программы

1.2.

Нормативное обеспечение программы

1.3.

Цели и задачи реализации Программы

1.4.

Теоретическая база программы

1.5.

Принципы и подходы к формированию Программы

2.

Содержание программы

2.1.

Форма и режим занятий

2.2.

Методы и приемы

2.3.

Мониторинг уровня знаний и умений

2.4.

Структура образовательной деятельности

2.5.

Ожидаемый результат реализации программы

2.6.

Форма представления результата

3.

Учебный план

3.1.

Пояснительная записка к учебному плану программы

3.2.

Учебный план Программы

4.

Календарный учебный график Программы

5.

Методическое сопровождение программы
Перспективное планирование
Тематическое планирование

6.

Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
Литература

7.

Краткое содержание программы

Стр.

I.

Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Наши дети живут в условиях постоянной действительности. На смену увлекательным
дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.
Всё чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным
играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во
двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с
конструкторами, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это
потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных
играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность
и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу
радостных эмоций и переживаний.
Многие учёные, педагоги-практики ведут поиск инноваций и реформ, направленных на
гуманизацию, демократизацию, развитие личности ребёнка в сфере его физического воспитания.
Наметилась такая тенденция и в сфере физического воспитания. В настоящее время активно
ведётся поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, формирования у них
нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к
физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным (из
исследований Глазыриной Л.Д., Кудрявцева В.Г., Ефименко Н.И. и т.д.) Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирования основ самосознания, развития
способностей.
Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы
организации физического воспитания обеспечивает единство личностного, физического и
психического развития ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса,
превращает ребёнка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной
творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.
Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической
культуры и каждому ребёнку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных
интересов и возможностей.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности,
которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствования движений. В этом
отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом
к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А.В.).
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты,
ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных
подвижных игр. Ребёнок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся
обстановку, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Всё это требует от
играющих развития определённых умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерна определённая специфика и точность двигательных
действий, распределение функций, четкая организация игровых условий. Игры с элементами
спорта построены на разнообразных двигательных действиях, включающих в себя бег, ходьбу,
прыжки, метание. Так же они затрагивают и мелкие мышцы рук.
Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга
значительно больше, чем крупных мышц (Бернштейн Н.А.), что ещё раз подтверждает
целесообразность использования данных двигательных действий в системе физического
воспитания и развития дошкольников. Опыт, накапливаемый ребёнком в процессе овладения
играми с элементами спорта, содержит разнообразные двигательные программы и повышает тем
самым возможности ребёнка для овладения новыми движениями. Поэтому предпочтительнее
для дошкольников движения с частой сменой направления перемещения тела и его частей,
которые лежат в основе игр сэлементами спорта.

Программа дополнительного образования «Мир движений» имеет физкультурноспортивную направленность.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная программа «Мир движений» разработана в соответствии с нормативными
документами:
•

Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. № 1726-р).
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
• Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08249
• Приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
• Локальный акт ИП Морвдова И.С.
1.3. Цели и задачи программы
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами игровой
гимнастики и стретчинга.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Задачи:
Образовательные:
Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной
осанки, профилактика плоскостопия).
Развивающие:
Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных
суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечнососудистую и нервную системы организма.
Воспитательные:
Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Повышать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

1.4. Теоретическая база программы

-

В основу дополнительной оздоровительной программы положены методики работы с детьми
дошкольного возраста:
«Игровой стретчинг» А.Г.Назаровой,
Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе» (Фирилёва Ж.Е.,Сайкина Е.Г),
«Фитнес для детей и подростков» (авторы Сиднева Л.В., Алексеева Е.П.).
Самомассаж и релаксация
Подвижные игры для детей.
Выбранные элементы программы взаимно дополняют друг друга и позволяют полно решать
вышеуказанные задачи, направленные на формирование здорового образа жизни, спортивных
навыков, совершенствования физических способностей детей.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Принцип научности – построение образовательной деятельности в соответствии с
закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса занятий.
Принцип постепенности – использование правил: «от известного к неизвестному», «от простого к
сложному».
Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и психологическую
стороны развития каждого ребенка.
Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и
одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение
принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
Принцип учета возрастного развития движений – степень развития основных движений у ребенка,
его двигательных навыков.
Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и
отдыха.
Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.
Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению
новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции действий, развитие
сознательности, инициативы и творчества.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра.

2.

Содержание программы

2.1. Формы и режим занятий
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год – 34 (с сентября по июнь).
Количество детей в группе не более 12 человек.
Количество минут и занятий в неделю: 1 занятие 1 раз в неделю.
1 год – для детей 4-5 лет, 34 занятия /11,2 часа
2 год – для детей 5-6 лет, 34 занятия/14,5 часа
Данная Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия групп 1 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 0,3 часа (11,2 часа в год)
Занятия групп 2 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа (14,5 часа в год)
Формы занятий:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа;
- индивидуально-групповая работа;
- совместная с родителями деятельность.
2.2. Методы и приемы программы
Методы

Приемы

Игровой метод

Драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально-ритмическая гимнастика
Метод сравнения
наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения
исполнительскими навыками;
Метод
наглядно- Повтор упражнений за педагогом
слухового показа
Метод активной
импровизации
Метод упражнения

Импровизация детей под музыку
Систематическое выполнение упражнений

• Практические занятия проводятся в спортивном зале.
• Используется наглядная форма работы, показ педагогам физических упражнений,
подражания, имитация известных детям движений в игровой форме.
• Используется индивидуальный подход к детям с учётом особенностей возраста,
психомоторного развития.
• Показ упражнений условными жестами, мимикой, словесные указания.
• «Провокации», т. е. специальные ошибки педагога при показе с целью активизации
внимания детей, чтобы они заметили и исправили ошибку.
• Подбор сказок помогающих интерпретировать музыкальный образ.
• Пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога.
• Показ вариантов движений педагогом – детям предлагается выбрать наиболее удачный.
• Показ педагогом даётся в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.
• Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объёма
двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой
круг разнообразных задач развития ребёнка.

•

Проведение мышечной и эмоциональной релаксации под соответствующую музыку.

2.3. Мониторинг программы
Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития
воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы
педагогического наблюдения, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые
осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и
личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения.
При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля:
устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и
взаимного контроля.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает
определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт
рекомендации преподавателю и родителям ребёнка.
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребёнка в конце года, его
адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы. Умением
выполнять упражнения игрового стретчинга. Результаты записываются в таблицу. Посещение
родителями учащегося занятий в течение всего учебного года.
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Физически-развитый, овладевший основными двигательными навыками»
№
п/п

Ф.И. ребенка Сформированно
сть навыка
выполнения
основных видов
гимнастических
упражнений

Сформирован
ность навыка
выполнения
упражнений
стретчинга

Сформирован
ность навыков
владения
фитболом

Владение
основными
приемами
дыхательной
гимнастики,
самомассажа

1
2
3
В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении
воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы:
3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со
взрослым деятельности
Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, май). В процессе наблюдения за
деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения
планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому,
среднему, низкому.

2.4.

Структура НОД
Этапы
Длительность
Разминка
3 минуты

Основная часть

15-20
нут

Заключительная
часть

7 минуты

2.5.

-

-

Задачи
Подготовить
организм
основной
нагрузке

Содержание

к

ми- Развитие физических качеств детей, через комплексы упражнений

Релаксация

Выполняется музыкальная разминка,
задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более
сложным и интенсивным упражнения игрового стретчинга.
Дети знакомятся с новыми движениями,
учатся их выполнять, а также закрепляют
ранее изученные. Именно на этом этапе
идет включение упражнений стретчинга
или фитбол-гимнастики, направленных на
развитие и укрепление физических
данных детей. Последовательность всех
упражнений
распределяется
таким
образом, чтобы тело ребенка получало
равномерную нагрузку.
Проводится подвижная игра на снятие
мышечного напряжения и специальная
игра для восстановления дыхания,
например, пальчиковая гимнастика или
самомассаж. Здесь важно привести
организмдетей в спокойное состояние.

Ожидаемые результаты

I год обучения
На конец I года обучения воспитанник умеет:
ходить ритмично под музыку с выполнением различных заданий;
выполнять несложные связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические
палки, ленты, обручи, мячи, скакалки);
бегать и прыгать под музыку, выполняя движения по кругу, змейкой;
знать, что такое фитбол, правильно садиться, держать осанку, выполнять несложные упражнения
на равновесие, удержание;
выполнять с помощью инструктора элементарные упражнения игрового стретчинга, приемов
самомассажа (поглаживание и разминание).
II год обучения
В конце II года обучения воспитанник умеет:
ритмично двигаться в соответствии с темпом музыки, осознанно владеть своим телом, держать
осанку;
выполнять ОРУ (по выбору педагога) непрерывно под музыку в различном темпе;
осознанно выполнять упражнения стретчинга, преодолевая мышечное напряжение;
владеть техникой самомассажа (поглаживание, разминание, постукивание);
сочетать двигательные упражнения с дыханием;
выполнять комплексы упражнений на фитболах, соответствующие возрасту и подготовке
(предложенные педагогом).
Наконец II года обучения воспитанник знает:

последовательность выполнения упражнений: для шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног;
разные исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку, в различных упорах.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы
1.
2.
3.
4.
5.
рики.
6.
7.

Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
Усвоение программы.
Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой мото-

2.6.

Форма представления результатов

Положительный результат темпов прироста физических качеств.
Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Традиционная

Непосредственное
вовлечение
родителей в
образовательную
деятельность

- Открытое занятие для родителей;
- индивидуальные и групповые консультации;
- консультации по запросам;
- анкетирование;
- беседы.
- организация совместной деятельности в системе «ребенокродитель- педагог»;
- привлечение родителей к участию в спортивно-оздоровительной
деятельности;
- изготовление атрибутов для игр.

3. Учебный план
3.1. Пояснительная записка учебному плану программы
Учебный план разработан в соответствии:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
•
Локальный акт ИП Мордвова И.С.
3.2. Учебный план программы «Мир движений»
Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе проводится по
следующему учебному плану (таблица 1).
Таблица1.
1 год обучения
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), иные
компоненты
программы
Раздел 1. «Игровой
стретчинг»
Раздел 2 «Игровая
гимнастика»
Раздел 3.
«Упражнения на
фитболах»
Раздел 4. Релаксация и
самомассаж
Раздел 5. Подвижные
игры
Всего в год:

Объем учебной нагрузки
по программе 1го года обучения
Количество занятий
Количество часов
12
34
12

10 минут
2 часа
5 минут
2,8 часа
10 минут
2 часа

34

5 минут
2,8 часа

34

5 минут
2,8 часа

34

34

34х25=850 минут
14 часов 20 минут

14,2 часа

2 год обучения
Учебные предметы,
курсы, дисциплины(модули), иные
компоненты
программы
Раздел 1. «Игровой
стретчинг»
Раздел 2 «И г р о в а я
гимнастика»
Раздел 3.
«Упражнения на
фитболах»
Раздел 4. Релаксацияи
самомассаж
Раздел 5.
«Подвижные игры»
Всего в год:

Объем учебной нагрузки
по программе 2го года обучения
Количество занятий
Количество часов
12
34
12
34
34
34

15 минут
8,5 часа
4 минуты
2,5 часа
15 минут
8,5 часа
4 минуты
2,5 часа
7 минут
3,5 часа

34

34

34 х30=1020 минут

17 часов

4. Календарный учебный график
Календарный учебный график программы «Мир движений»
№
п/п
1.
2.
3.

Содержание

Возрастная группа

4.

Количество групп
Количество занятий в неделю
Продолжительность дополнительной образовательной деятельности
Режим работы

5.
6.
7.
8.
9.

Начало работы в учебном году
Окончание работы в учебном году
Количество недель в учебном году
Объем недельной нагрузки
Сроки проведения каникул

10.

Сроки проведения мониторинга

11.
12.

Сроки проведения открытых занятий для
родителей
Период проведения родительских собраний

13.

Праздничные дни

14.
15.

Работа в летний период
Прием специалистов (инструктор по
физкультуре)
Приемные часы администрации
Понедельник 16:00 – 18:00
Заместитель заведующего по воспитательной Среда 16.00-18.00
и методической работе

16.
17.

2 (до 12 человек в каждой группе)
1
20 минут – 1 группа (4-5года);
25 минут – 2 группа (5-6 лет)
пятница
15.15-15.40 - группа (4-5 лет)
15.50-16.15 – группа (5-6 лет)
Сентябрь
Июнь
34
25, 30 минут
Зимние
Летние
1–я неделя октября
3-я неделя мая
Декабрь
Май
1-я неделя октября
4-я неделя мая
3-4 ноября День народного единства
1-11 января Новый год
21-23 февраля – День Защитника
отечества
7-9 марта Международный женский
день
1-4, 9-11 мая – майские праздники
Функционирует
Среда, с 17.00-17.30

5. Методическое обеспечение программы
5.1. Перспективное планирование
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и
рассчитана на 2 учебных года. Предполагает проведение одного занятия в неделю во второй
половине дня с продолжительностью 25-30 минут. Программа рассчитана с учетом возрастных
особенностей детей.
Комплекс занятий направлен на развитие физических качеств детей и состоит из 5
разделов:
- Игровой стретчинг
- Игровая гимнастика
- Фитбол-аэробика
- Подвижные игры
- Самомассаж и релаксация
Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под ритмичную музыку. Вся игра разбивается
на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:
«Танцевально-игровая гимнастика»
В данной программе танцевально-игровая гимнастика проходит в качестве разминки в начале
занятия и выполняется по показу педагога. Танцевально-игровая гимнастика проходит в первой
части занятия, создавая радостное настроение. И настраивает организм ребенка к основной
нагрузке.
Цель: содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами танцевальноигровой гимнастики. Создать необходимый двигательный режим, положительный
психологический настрой.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
•
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
•
формировать правильную осанку.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
•
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности;
•
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения
согласовывать движения с музыкой;
•
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих способностей:
•
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять
кругозор;
•
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
•
воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в
движениях;
•
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
«Игровой стретчинг»
– это оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника. Она основана на
статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника,
позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое
оздоровительное воздействие на весь организм, а также на упражнениях ЛФК и корригирующей
гимнастики.

Освоение упражнений стретчинга развивает чувствование ребенком своего тела, позволяет
за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее
настроение. Занятия игровым стретчингом имеют мощный терапевтический эффект.
Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом – знакомство с
новыми движениями, закрепление уже известных. На втором – совершенствование и точность
выполнения упражнений. Все упражнения выполняются под музыку.
При выполнении упражнений необходимо придерживаться следующих правил:
разогрев перед упражнениями;
медленное и плавное выполнение упражнений;
расслабление мышц;
«правило ровной спины»
спокойное дыхание.

-

-

«Фитбол-аэробика»
Одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных
заболеваний являются занятия фитбол-аэробикой.
Целью фитбол-гимнастики является повышение уровня физической подготовленности детей и
укрепление их здоровья.
Задачи:
Развитие двигательных качеств;
Обучение основным двигательным действиям;
Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
Развитие мелкой моторики и речи;
Адаптация организма к физической нагрузке.
Самомассаж и релаксация.
Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра.
Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в
выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических
процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, применяется игровой
самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского
организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и
хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного
стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Игровой самомассаж способствует:
укреплению различных групп мышц,
развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость,
быстрота, выносливость),
развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве,
содействуют закаливанию;
способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.
Релаксационная гимнастика — это метод физического воздействия на мышечный тонус для
снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния,
улучшения самочувствия и настроения
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным
и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих
правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого
ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что
увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к
определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры
представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Закрепление, совершенствование и формирование качеств личности ребенка.
№
п/п

Возрастная
группа
4-5 лет

1
Занятие № 1
2
Занятие № 2
3
Занятие № 3
4
Занятие № 4
5
Занятие № 5
6
Занятие № 6
7
Занятие № 7
8
Занятие № 8
9
Занятие № 9
10 Занятие № 10
11 Занятие № 11
12 Занятие № 12
13 Занятие № 13
14 Занятие № 14
15 Занятие № 15
16 Занятие № 16
17 Занятие № 17
18 Занятие № 18
19 Занятие № 19
20 Занятие № 20
21 Занятие № 21
22 Занятие № 22
23 Занятие № 23
24 Занятие № 24
Итого:

Возрастная
группа
5-6 лет
Итого
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Занятие № 1
Занятие № 2
Занятие № 3
Занятие № 4
Занятие № 5
Занятие № 6
Занятие № 7
Занятие № 8
Занятие № 9
Занятие № 10
Занятие № 11
Занятие № 12
Занятие № 13
Занятие № 14
Занятие № 15
Занятие № 16
Занятие № 17
Занятие № 18
Занятие № 19
Занятие № 20
Занятие № 21
Занятие № 22
Занятие № 23
Занятие № 24

1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

34

Итого
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

34

5.2. Тематическое планирование
Тематический план 1 год обучения (4-5 года)

Сентябрь

№
п/п
1
2
3.

Занятие
Веселая маршировка

Задачи:

Познакомить детей с упражнениями игрового стретчинга, создать благоприятный эмоциональный климат, направленный на
сплочение детей в группе
Формировать умения и навыки правильного выполнения упражМы растем здоро- нений, способствовать психоэмоциональной регуляции организвыми
ма, оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма

Октябрь

4.
5.

Ноябрь

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Январь

Декабрь

12
13

14
15
16
17
18

В гости к Петрушке Создание дружеской атмосферы, сплочение детей в процессе
занятия.
Вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений;
Воспитывать волевые качества, стимулировать стремление
ребенка к своему личному совершенствованию.
Листопад
Сплочение группы, развитие эмпатии.
Веселые шаги
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног, мышцы спины и
брюшного пресса путем прогиба назад и вперед. Укреплять
поясничную область позвоночника.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Путешествие в
Развивать творческое мышление и воображение детей.
лес
Веселые матрешки

Зимние забавы
Зимушка-зима

Зарядка для
хвоста

19

Февраль

Вот такие ножки

Развивать чувство ритма; умение взаимодействовать в паре.
Укреплять мышечный корсет ребенка.
Способствовать лучшей растяжке мышц спины, ног.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
Упражнять в передвижении по кругу со сцепленными руками.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног, стоп.
Укреплять поясничную область позвоночника.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
развивать слуховое внимание.
формировать навыки выражения движений под музыку.

20

Мы утята –
моряки!

21

Создавать радостное настроение. Стимулировать рост и развитие
Разведчики
опорно-двигательного аппарата, совершенствовать двигательные
способности
В гостях у сказки Развивать умение ориентироваться в пространстве;
(колобок)
учить согласовывать движения с музыкой;
воспитывать трудолюбие.

21
22
Март

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.
Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба
назад и вперед.
Способствовать лучшей растяжке мышц спины, ног.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Развивать творческое мышление и воображение детей.

23
24

Мы-танцоры

В гости к шару

Способствовать развитию творческих способностей;
закрепить выполнение знакомых упражнений;
развивать прыгучесть, ловкость, координацию движений
Учить выполнять движения в соответствии с текстом;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию инициативы и трудолюбия.

Апрель

25
26

В гости к Смешарикам
Будь здоров

27

Весенние деньки

Мы - циркачи

Июнь

Май

28
29

Морское приключение

30

Цветочная страна

31

Ловкие зверята

32

Непоседы

3334

Дорогою добра

Развивать умение ориентироваться в пространстве;
формировать правильную осанку;
воспитывать умение эмоционального выражения.
Развивать координационные способности при выполнении
упражнений;
формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
Совершенствовать выполнение танцевальных упражнений;
закрепить выполнение группировки в положении лёжа.
Упражнять в ходьбе, имитирующей животных;
развивать чувство ритма;
учить согласовывать свои движения с движениями товарища.
Упражнять в выполнении строевых упражнений, формировать
навыки выражения движений под музыку.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног. Способствовать
лучшей растяжке мышц спины, ног.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
Развивать лидерство, инициативу, выразительность движений.
Показать родителям чему научились за данный период.
Учить различать динамические оттенки;
совершенствовать выполнение упражнений танцевальноритмической гимнастики.
Закреплять умение играть с мячом в парах, развивать ловкость,
глазомер.
Умение
ориентироваться
в
пространстве.
Поддерживать желание работать в паре, сообща.
Развивать ловкость, координацию, согласованность рук и ног.
Закрепить полученные комплексы упражнений для
самостоятельного выполнения в дальнейшем.

Сентябрь

Тематический план 2й год обучения (5-6 лет)
№
Занятие
п/п
1
Знакомство
новыми
упражнениями
стретчинга
2
Мы растем
здоровыми
(Диагностика
детей)

Октябрь

3-4

В гостях у
солнышка
«Цыпленок и
солнышко»

Задачи:
с

Познакомить детей с понятием «Игровой стретчинг»; разучить
основные стретчинговые упражнения
Формировать умения и навыки правильного выполнения
движений; способствовать укреплению мышечного тонуса;
способствовать психоэмоциональной регуляции организма;
оказывать
благоприятное воздействие на состояние всего организма.
Создание дружеской атмосферы, сплочение детей в процессе
занятия.
Укреплять мышцы плечевого пояса тазового пояса, бедер, ног,
спины и брюшного пресса.
Укреплять поясничную область позвоночника. Укреплять и
развивать мышцы стоп. Способствовать лучшей растяжке
мышц

7-8

В гостях у сказки
Сказка
«Лесовички»
Город мастеров

9-10

11-12 Зимние забавы
Сказка
«Пусть приходит
зима»
13-14 «Сказочный
экспресс»

Январь

Ноябрь

Ловкие прыгуны

Декабрь

5-6

15-16 Сказка
«Чижики»
17

Веселые прыгуны

Февраль

18-19 Сказка
«Как у слоненка
появился хобот»
20
Сказка
«Оловянный
солдатик»
21

Богатырские потехи

Март

22-23 Мамины
помощники
24-25 «Поход в
зоопарк»

26

Космические
приключения

27

Сказка «Как
медвежонок сам
себянапугал»
Путешествие в
Африку

Апрель

28
29

Сказка
«Ёженька»

спины, ног.
Развивать творческое мышление и воображение детей.Снятие
эмоционального и мышечного напряжения.
Сплочение группы, развитие эмпатии.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног, мышцы спины и
брюшного пресса путем прогиба назад и вперед. Укреплять
поясничную область позвоночника.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.
Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба
назад и вперед.
Способствовать лучшей растяжке мышц спины, ног.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
Развивать чувство ритма; умение взаимодействовать в паре.
Укреплять мышечный корсет ребенка.
Способствовать лучшей растяжке мышц спины, ног. Развивать
творческое мышление и воображение детей.
Упражнять в передвижении по кругу со сцепленными руками.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног, стоп.
Укреплять поясничную область позвоночника.
Развивать творческое мышление и воображение детей.
развивать слуховое внимание.
Упражнять в перестроениях;
формировать навыки выражения движений под музыку.
Учить различать динамические оттенки;
совершенствовать выполнение упражнений танцевальноритмической гимнастики.
Создавать радостное настроение.
Развивать умение ориентироваться в пространстве;учить
согласовывать движения с музыкой; воспитывать трудолюбие.
Способствовать развитию творческих способностей;
закрепить выполнение знакомых упражнений;
развивать прыгучесть, ловкость, координацию движений
Учить выполнять движения в соответствии с текстом;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию инициативы и трудолюбия.
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
формировать правильную осанку;
воспитывать умение эмоционального выражения.
Развивать координационные способности при выполнении
упражнений; формировать навыки выразительности,
пластичности танцевальных движений.
Совершенствовать выполнение танцевальных
упражнений;закрепить выполнение группировки в
положении лёжа.
Упражнять в ходьбе, имитирующей животных;
развивать чувство ритма;
учить согласовывать свои движения с движениями
товарища.

Май

30
31

Веселая
маршировка

32

Чему мы
научились

33

Фантазеры
(сочиняем сказку
сами)
«Путешествие на
таинственный
остров»

Июнь

34

Упражнять в выполнении строевых упражнений, формировать
навыки выражения движений под музыку.
Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног. Способствовать
лучшей растяжке мышц спины, ног.
Укреплять и развивать мышцы стоп.
Развивать творческое мышление и воображение
детей.
Развивать лидерство, инициативу, выразительность
движений.Показать родителям чему научились за
данный период.
Развивать фантазию, творчество детей, образное
мышление.
Развивать и функционально совершенствовать работу
органов дыхания, кровообращения, нервной системы
организма, воспитывать умение эмоционального
выражения, раскрепощенности итворчества в
движении.

6.

•
•
•
•
•
1.
2.
3.
4.

Методическое и дидактическое обеспечение реализации
Программы Дидактический материал к программе
• Специальная литература.
• Флэш-накопитель с музыкальными произведениями к сказкам, современных композиторов,
эстрадные мелодии, классические произведения.
Техническое оснащение занятий
МP3 проигрыватель
Коврики
Массажные дорожки
Балансиры
Массажные мячи
Виды образовательной деятельности
Выразительное движение;
Развитие физически качеств;
Пальчиковая гимнастика;
Самомассаж.
Список литературы

-

А.Г. Назарова «Игровой стретчинг» «Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» (ТЦ «Сфера», М.: 2010).
Методическое пособие «Фитнес для детей и подростков» авторы Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Троицк: Изд-во «Тровант-лтд», 1997. - 60с.
СПб 1994г. Учебно – методический центр «Аллегро». «Сказки» - первый учебный год.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь;
М.: Сфера, 2009.
Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 57 лет (Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2016.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе»
Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах». Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. СПб.:РГПУ им
А.И.Герцена, 2006.
Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий/ авт.сост., Н.М, Соломенникова, Т.Н. Машина, Волгоград: Учитель, 2013 год
Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет.М.: МОЗАИКА-Синтез,
2017 год.

Краткая презентация
дополнительной образовательной программы «Мир движений»
(фитнес для дошколят 4-7 лет).
Программа дополнительного образования «Мир движений» предназначена для работы с
детьми в возрасте от 4 до 6 лет.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами
игровой гимнастики и стретчинга.

•
•
•

•
•

Наши дети живут в условиях постоянной действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.
Всё чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным
играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во
двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с
конструкторами, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это
потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных
играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность
и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу
радостных эмоций и переживаний.
В результате изучения методической и специальной литературы мною разработана дополнительная оздоровительная программа по развитию физических качеств дошкольников на основе
современных здоровьесберегающих технологий:
игровой стретчинг,
оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-Дан-се»,
Фитбол-аэробика для детей.
Методика игрового стретчинга разработана педагогом-психологом, методистом Института
валеологического образования Назаровой А.Г. – это оздоровительная методика, направленная на
укрепление позвоночника. Она основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и
исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, а также на
упражнениях ЛФК и корригирующей гимнастики.
Данная методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение
навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на
развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Освоение упражнений стретчинга развивает чувствование ребенком своего тела, позволяет
за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее
настроение. Занятия игровым стретчингом имеют мощный терапевтический эффект.
Оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-Дан-се» (авторы Фирилёва Ж.Е.,
Сайкина Е. Г.) по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное
развитие детей дошкольного возраста.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод
придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Фитбол-аэробика для детей (авторы Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В.) направлены на
укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и
систем организма. Фитбол-аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает
уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей
организма занимающихся. Разминка на фитболах вызывает большой интерес у детей. Она
уникальна по своему физиологическому воздействию на организм.
Программа предусматривает взаимодействие с семьями детей и включает в себя:
Проведение родительских собраний;
Проведение дня открытых дверей;

•
•
•

Беседы;
Фотоотчеты;
Открытые занятия.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы:
1.
Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2.
Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3.
Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4.
Усвоение программы.
5.
Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и
мелкой моторики.
6.
Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7.
Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

2

3

4

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».