Дополнительная образовательная программа Радуга красок

Содержание
Название

Страницы

1. Пояснительная записка
1.1 . Актуальность программы
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Мониторинг уровня знаний и умений
2.4.Структура образовательной деятельности
2.5.Ожидаемый результат реализации программы
2.6.Форма представления результата
3. Учебный план
3.1.Пояснительная записка к учебному плану программы
3.2. Нормативные основания составления учебного плана
3.3. Учебный план
4. Календарный учебный график
5. Методическое сопровождение программы
5.1. Перспективное планирование
5.2. Тематическое планирование
6. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
7. Литература

2

1. Пояснительная записка

•
•
•
•

1.1.Актуальность
Изобразительное творчество является важной частью художественного воспитания и развития детей и прежде всего их эмоциональной сферы. Возможность и готовность детей воспринимать мир через чувства и эмоции, ярко и непосредственно переживать его, быть открытыми к
познанию и общению с другими людьми связаны с формированием эмоционального интеллекта.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и
образования. Следовательно, в основу современного художественного обучения закладывается
не формальное насыщение знаниями, умениями и навыками, а развитие у каждого ребёнка творческого потенциала. Дети вовлекаются в продуктивную творческую деятельность, ощущая себя
художниками, а сам процесс художественной деятельности рассматривается как «детское творчество, искусство».
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» направлена на то,
чтобы предоставить детям возможность «поиграть» в процессе творческой деятельности, освоить
грамотное применение художественных материалов, получив при этом продукт, наполненный
детским содержанием. Каждому ребёнку даётся возможность выразить своё впечатление, отношение к выражаемому: то, что поразило, вызвало восторг, удивление, печаль, радость и др.
В программе «Радуга красок» широко использован своеобразный психологический инструментарий, усиливающий восприятие .Это «образная поддержка», представляющая собой
родственные по настроению виды искусств, воздействующие вербально, визуально и аудиально
(картины-настроения, музыка-настроение, стихи-настроения). Подбор произведений для «образной поддержки» произведён с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста.
Программой предусматривается включение в процесс творческого воображения таких
форм получения образов, как гиперболизация (преувеличение), агглютинация (соединение несоединимых качеств), заострение и типизация.
Программа «Радуга красок» расширяет представление детей о эмоционально-психологических возможностях и свойствах цвета, что позволяет им полнее использовать цвет для выражения художественных настроений.
Программа не ограничивает выбор художественных материалов, приёмов и техник. Дети
свободны и раскрепощены в процессе творчества, так как они создают свой новый мир гармонии
и красоты.
Дополнительная образовательная программа по развитию детей смешанной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому
художественно – эстетическому.
Направленность программы - художественная
1.2.Нормативное обоснование
Дополнительная образовательная программа «Радуга красок» разработана в соответствии с:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3

•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложением № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
•
Локальный акт ИП Мордвова И.С.
1.3. Цели дополнительной образовательной программы
• Создание оптимальных условий и художественно-образовательной среды для развития художественного сознания, художественных способностей , творческого потенциала и возможности самореализации детей, не угнетающих сознание и психику и соответствующих их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления в творческой деятельности;
• формирование и развитие творческих способностей детей;
• выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
• формирование общей культуры детей.
1.4.Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
• Развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность
(формирование чувственного аппарата, расширение эмоционального опыта, развитие способности к эмпатии для более глубокого раскрытия художественных настроений, формирование
представлений о цвете, звуке, движении, линии, форме и их свойствах);
• Учить воспринимать и синтезировать различные виды искусства (формирование отношения
к цвету, звуку, движению, линии, форме; развитие способности к построению ассоциативных
аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими ,художественными
образами, запечатленными в произведениях искусств; постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства; реализация ребёнком своих ощущений в материале
по законам искусств; формирование умения выразить своё переживание и ощущение с помощью различных выразительных средств; развитие умения осознавать свои внутренние переживания , навыков самоанализа, способности экспериментировать; формирование целостного взгляда на мир , способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений
реальной и фантастической действительности);
• Знакомить и расширять представление детей о различных изобразительных техниках; способах изображения реальных фантазийных образов, основах колористики и композиции.
1.5. Теоретическая база дополнительной общеразвивающей программы
Методологической базой дополнительной программы является:
• содержание комплексной учебной программы «Мир настроений» введение в детское художественно-композиционное творчество» Министерство культуры РФ, Министерство культуры
Свердловской области, муниципальное учреждение дополнительного образования
«Невьянская детская художественная школа» 2000г;

4

•
•

развивающая программа «Волшебные краски» основы изобразительного искусства для детей
дошкольного возраста 4-5 лет» МОУДОД «Невьянская детская художественная школа»
2009г;
программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Путешествие в мир
искусства» С.К.Кожохина Москва, ТЦ « Сфера» 2002г

1.6. Принципы, положенные в основу программы
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества.
• Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
• Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало познавательной, продуктивной и игровой деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип индивидуализации, предполагающий учёт индивидуальных способностей и возможностей.
• Принцип заботы и охраны здоровья.

5

2. Содержание дополнительной образовательной программы
2.1. Форма и режим занятий
• Срок реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май).
• Основной формой реализации программы являются групповые занятия в студии
«Радуга красок».
• Режим организации занятий:
o Общее количество занятий в год - 68 с сентября по май.
o Занятия проводятся 1 раз в неделю 20 минут для детей 4-5 лет, по 25 минут для
детей 5-6 лет. Количество детей в группе 5-6 человек.
• Педагогический анализ знаний и умений в развитии художественных способностей, восприятия и творческого воображения детей проводится 3 раза в год ( вводный – в сентябре,
промежуточный – в январе, итоговый – в мае).
2.2. Методы и приемы
методы
Информационно-рецептивный

приёмы
рассматривание объектов и репродукции;
наблюдение;
обследование;
анализ, выделение свойств объекта;
беседа;
указания;
вопросы;
уточнения;
образец;
полный или частичный показ;
использование эпитетов, художественного слова (стихи, песенки, различные формы устного народного творчества);
прослушивание музыкальных произведений;

Репродуктивный

упражнения (выполнении формообразующих движений рукой, работа на черновиках, повторение, задания с усложнением).
самостоятельное выполнение части или всей работы;
решение проблемных задач с помощью педагога;
творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
игровые приёмы с элементами ролевого поведения;
игровые упражнения;
сюжетно-изобразительная игра (обыгрывание игрушки, обыгрывание законченного изображения, обыгрывание незаконченного изображения)

эвристический

Игровой

6

2.3.Мониторинг
Диагностическое отслеживание творческой художественной деятельности детей помогает
педагогу ориентироваться в процессе обучения и соответственно выбирать метода обучения, замерять результаты изодеятельности и стимулировать к успеху, позволяет дифференцировать
учащихся и выстраивать перспективы дальнейшего обучения.
Диагностическое отслеживание проводится в четыре этапа:
Первый - тестирование с целью выбора наиболее оптимального индивидуального творческообразовательного маршрута для каждого ребёнка (конец сентябрь-начало октября).
Второй - констатирующая диагностика. Определение индивидуального творческо-образовательного маршрута (конец октябрь-ноябрь).
Третий - выявление затруднений и одаренности (конец ноября-начало декабря).
Четвертый - отслеживание динамики и внесение необходимых корректив в индивидуальный
творческо-образовательный маршрут ребенка с учетом диагностики (январь).
Для осуществления диагностики творческого мышления используется:
• специальные задания;
• вопросы для наблюдения за детьми в процессе творчества с последующим составлением
таблицы:
Сл
ож
ен
ли

Что предпочитает в работе:

Поведение во время заданий:

любит помощь

самостоятельный

деятельный

общительный

разговорчивый

пугается трудностей

гневливый

циничный

терпимый к другим мнениям

(и
нт
ер
ес
ен
сю
же
т,
ко
мп
оз
иц
ия)
?

коммуникативный

ри
суно
к

чувствительный

Мн
ого
ли
делае
т
рисун
ков
?

эстетическое окружение

Мн
ого
ли
деталей
в
рисун
ке
и
ест
ь
ли
ме
жд
у
ни
ми
свя
зь?

общение с детьми

Ме
няе
т
ли
ид
ею
в
пр
оц
есс
е
работ
ы?

общение с педагогом

Ув
лечен
ли
рисов
ани
ем
?

результат

Ф.
и.
ребе
нк
а

процесс

№
п
/
п

1
2
•

анализ детских работ по следующим критериям:
o содержание рисунка;
o особенности изображения;
o композиционное решение;
o пластика;
7

o колорит;
o общее художественное впечатление.
Конечным этапом диагностического отслеживания является составление карты на каждого ребёнка с занесением результатов диагностики, а также рекомендации родителям:
№ Ф.И Сенсорная Владение
.
ориентарукой
ре- ция
бен
ка

н.
г.

с.
г

к.
г

н.
г

с.
г

к.
г

Уровень
психического развития (по
результатам диагностики
психолога)
н. с. к.
г г г

Степень
творческого
мышления

Степень
увлеченности деятельностью

Степень
креативности выполняемых работ

Рекомендуемый
индивидуальный
маршрут

н.
г

н.
г

н. с.
г г

н.
г

с.
г

к.
г

с.
г

к.
г

к.
г

с.
г

к.
г

1
2
Условны обозначения: н.г.-начало года; с.г.-середина года; к.г.-конец года.
Выделяется три степени оценки: низкая, средняя, высокая.
На основании проведенной диагностики формируется индивидуальный творческо-образовательный маршрут:
- дети особой заботы;
- дети с нормой в развитии и хорошими способностями;
- одарённые дети.
Данная методика заимствована из « Программы развития детей дошкольного возраста на
основе изодеятльности «Путешествие в мир искусства», автор Кожохина Светлана Константиновна.
2.4.Структура ООД
длительность
этапы
Средняя группа
Мотивация,
вхождение в тему
Познавательный
(актуализация и
затруднение)

Основной

Старшая группа

задачи
создать атмосферу творчества и сохранение у детей до
конца занятия интереса к работе;
сформулировать цель;
Сформулировать образ для
последующего изображения;
объяснить и показать способы изображения;
закрепить полученные знания;
предоставить детям возможность для самостоятельного
воплощения замысла

8

Завершающий

провести анализ результатов деятельности детей, используя различные формы
обсуждения

Структура занятия может варьироваться в зависимости от изучаемой темы, от вида изобразительных техник, от этапов и вариантов выполнения работ.
2.5.Ожидамые результаты реализации программы
Дети будут
иметь представления:

Дети научатся:

Возраст 4-5
О некоторых видах изобразительного искусства;
О особенностях изобразительной
деятельности: изображении, украшении, достройке;
О разнообразии форм, величин, пропорций, цветовых тонах и их свойствах.

Возраст 5-6 лет
О видах и жанрах изобразительного
искусства, их особенностях и содержании;
О выразительных средствах изобразительного искусства, таких как
цвет, форма, колорит, композиция;
О некоторых изобразительных техниках;

1.Выразитльно передавать образы
обьектов окружающего мира;
2.Применят цвет, как средство передачи состояния, характра образа
(добрый-злой, тёплый-холодный и
т.д.) и своего отношения к герою или
явлению (нравится-не нравится);
3.Правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально и
горизонтально),строить планы (по
всему листу , небо-земля, близко-далеко),выделять главное положением
на листе бумаги, величиной;
4. Передавать признаки сказочности
(необычность цветовой характеристики, окр. среды и т.д.);
5. Передавать взаимосвязь пространственную и временную;
6. Отбирать материалы и инструменты в соответствии с образами;
7. Соотносить качество формообразующих движений с характером образа;
8. Использовать различные возможности мазка;
9. Составлять новый цветовой тон,
разбеливать основной тон для получения более светлого;
10. Использовать и сочетать различные техники;

1. Изображать предметы (в натюрморте), ландшафты (в пейзаже),фигуру и лицо человека ( в портрете),
добиваясь определённого сходства с
реальностью;
2.Мзображать реальные, сказочные
и мифологические сюжеты;
3. Использовать цвет, как средство
передачи настроения, состояния , отношения к изображаемому и выделения в главного;
4. Различать теплую, холодную, контрастную гамму , яркость, насыщенность, приглушенность , прозрачность и плотность цветового тона;
5. В сюжетном рисовании передавать связь между объектами, выделять главное, используя композицию, изображать предметы близкого среднего и дальнего плана с
учетом линейной перспективы.;
6. Использовать и сочетать различные выразитлные материалы и техники;
7.Различать оттенки одного настроения в произведениях музыкального, поэтического и изобразительного искусств сходного эмоционально-образного содержания.
9

11. Выражать эмоциональный отклик к различным произведениям
музыкального, поэтического и изобразительного искусств.

2.6.Форма предоставления результатов
Основной формой предоставления результатов детского творчества является участие в постояннодействующей тематической выставке.
Для стимулирования активности творческой деятельности воспитанников студии программа
предлагает следующие формы:
• Оформление «персональных» выставок на уровне групп;
• Участие в фестивалях и конкурсах различных уровней;
• Организация «просмотров» для родителей по итогам полугодия.

10

3. Учебный план
3.1.Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию
Настоящий учебный план составлен на основе нормативно - правовых документов:
•
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Приложением № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности, подвид
«Дополнительное образование детей и взрослых»
•
Локальный акт ИП Мордвова И.С.

Итого занятий/часов в год

Итого часов в неделю

1

Количество занятий в неделю, длительность

33

Возраст детей

Год обучения,
количество занятий

1

Наполняемость

33

Количество
групп

Форма занятия

Учебная группа

групповая

Название объединения
студия «хочу рисовать!»

художественно-эстетическое Направленность
развитие

Платные образовательные услуги реализуются по запросу родителей в виде занятий на
основе учебного плана и расписания. ИП оказывает платные образовательные услуги за счёт
средств физических и (или) юридических лиц, не предусмотренные установленным
муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидий на возмещение затрат,
а также Образовательной программой, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт
бюджетных ассигнований.

4 чел.

4-5лет

1занятие
По 20мин.

33

9,9

6 чел.

5-леет

1занятие
по25 мин.

33

16,5

11

4. Календарный учебный график Программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Содержание

Возрастная группа

Количество групп
Количество занятий в неделю
Начало учебного года
Окончание учебного года
Количество недель в учебном году
Продолжительность учебной недели
Начало дополнительной образовательной деятельности
Окончание дополнительной образовательной деятельности
Продолжительность дополнительной
образовательной деятельности
Объем недельной нагрузки

2 группы
1 занятие в каждой возрастной группе
1 октября
31 мая
33
5 дней (пн.—пт.)
Понедельник 15.45
Вторник 15.45
Понедельник 16.10
Вторник 16.05
Средняя группа - 20 минут
Старшая группа - 25 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Зимние
Сроки проведения каникул
летние
Сроки проведения мониторинга
1-2 недели октября
3-4 недели мая
Период проведения родительских со1 неделя октября (организационное)
браний
4 неделя мая (итоговое)
Праздничные дни
3-4 ноября - День народного единства
1-9 января - Новогодние праздники
23 февраля - День защитника отечества
8 марта - Международный женский день
1-5 мая - День труда
9-12 мая - День Победы
Прием специалиста (педагог дополни- вторник 16.30-17.00
тельного образования)
Приемные часы администрации:
Понедельник 16.00-18.00
Заведующий
Заместитель заведующего по воспита- Среда 16.00-18.00
тельной и методической работе

12

5. Методическое сопровождение программы обеспечение реализации программы
5.1.Перспективное планирование
№п/п
Название темы

итого

1

32

Возрастная группа
средняя
старшая
Познание мира и 16
16
его выражении через
эмоции
и
настроения
Цветовые ощуще- 9
7
ния настроения
Положительные и 8
10
отрицательные
эмоции в настроении

2
3

16
18

5.2.Тематическое планирование
№
п/п
1

месяц
сентябрь

неделя
3
4

2

октябрь

1

тема

задачи

Средняя группа (первый год обучения)
«Волшебница
Знакомство с семью цветами радуги, поиск пред-радуга»
метов заданного цвета в окружении, выполнение
живописного задания.
«Солнце и
Выбор цвета для изображения, освоение техники
небо»
работы в материале (гуашь)
«Мышкины дорожки. Что
умеет кисточка»

знакомство с изобразительными свойствами гуаши и способами рисования кистью, получение
различных по характеру линий, точек, пятен.

«Осенние листочки»

Выбор цвета для выполнения живописного задания, (выражение осеннего настроения), формирование композиции на листе бумаги

«Тучка плачет»

Выбор цвета для выполнения живописного задания (выражение грустного настроения), использование мазка как выразительного средства
Выделение основных частей изображения, расположение на листе, знакомство с техникой исполнения «живописная мозаика»

2

3
4
«Осеннее дерево»

13

3

ноябрь

1

«Линейное безобразие. Что
умеет карандаш»

Знакомство с приемами работы графическим материалом , характером линий ( прямых, волнистых,
зигзагообразных, прерывистых и сплошных).

«Воробей, сорока, ворона»

Получение нового цвета путем смешивания двух ,
использование для изображения оттиска лодонии
добавления необходимых форм.

«Платье для
принцессы»

Обсуждение и передача характера образа с помощью цвета. Заполнение приготовленной формы.

«Замок для
принцессы»

Обсуждение и создание образа, соответствующего живописной задаче. Совершенствование техники работы в материале (гуашь).

1

«Любимое мороженое»

Упражнение в смешении всех хроматических цветов с белым, подбор названия полученным цветам.

2

«Расстелила
Матушк-зима
белоснежные
ковры»

2
3

4

4

декабрь

3

Предварительное составление вербального образа
зимы, закрепление смешивания хромотического
цвета и белил. Введение понятия «холодная цветовая гамма»

«Ледяны цветы» Выполнение живописного задания , используя
«холодны» цвета
4
«Ёлочка-иголочка»

5

январь

2

«Важные
буквы»

3

«Мамин платок»

4
«Художник перепутал»
6

февраль

1

«Кораблики»

2

«Непослушные
краски»

Создание знакомого образа, используя доступные
выразительные средства. Знакомство с новыми
техниками работы кистью (раздельный мазок,
примакивание) Совершенствование работы в материале (гуашь, цветные карандаши)
Изображение образа первой буквы своего имени,
используя предварительный набросок , выбор цветового решения по личному предпочтению.
Знакомство с закономерностью в повторении орнамента, заключённого в конкретную форму. Закрепление техники работы в графическом материале.
Знакомство с изображением фигуры человека (части тела, расположение). Преображение готового
силуэта с помощью дорисовки.
Создании композиции и дорисовывание недостающих частей.
Создание нереальных. сказочных образов, используя необычные цветовые решения

14

3

4
7

март

1

«Киса-мурыса»

Создание выразительного образа кошки, передавая окрас и фактуру наложением штрихов.

«Бабочка-день и
бабочка-ночь»
«Картинкиневидимки»

Знакомство с техникой монотипии, введение понятия яркого и тусклого цвета.
Знакомство с новой изобразительной техникой-рисование по воску.

«Дорисовки»

Использование геометрической формы для создания выразительного образа при помощи дорисовывания деталей

2
3-4
«Курочка-ряба»

8

Апрель

1

«Волшебная
клякса»

Учить предавать характерную форму и части тела
курочки ,упражнять в смешивании хроматического и ахроматического цветов, передача фактуры оперения курочки , используя нанесение коротких мазков поочерёдно обоими цветами.
Развивать умение видеть образ в хаотичном
наборе случайных элементов, знакомство с техникой «кляксография»

2
«Разбудим дерево»
3

Закрепление представления о цветах , продолжат
учить детей получать новы цвет путём смешивания (зелёный и его оттенки)

«Мои желания»
4

«Прогулка»

Учить обдумывать и создавать изображение согласно замыслу, объяснить свой выбор.
Знакомство с понятием «ритм»(высокий-низкий,
широкий-узкий и т.д.) на примере городских построек, выделение главного объекта, передача взаимосвязи между объектами, введение понятия
ближнего, среднего и дальнего плана.

9

май

1

«Дом-гриб»

Развивать творческое воображение, фантазию, совершенствовать графические навыки.

2

«Геометрическая семья»

Продолжать знакомить детей с пропорциями фигуры человека.Учить изображать сложную форму
путем ее упрощения до простой геометрической.

3
«Горячая
страна»
4

«Яблоня в
цвету»

Закреплять понятие «теплый-холодный» цвета.
Учить составлять живописную композицию.
Учить создавать набросок, побудить выразить
своё настроение с помощью цвета.

15

№
п/п

месяц

1
сентябрь

неделя

Старшая группа (второй год обучения)
3
«Мир красоты»

4

2

октябрь

тема

1

«Листья –бабочки»

«Портрет древа»
«Отражение»

2
«Лесовик»
3

задачи
Продолжать знакомство детей с
миром изобразительного искусства, живописными и графическими изобразительными средствами, художественными материалами, используемыми художниками.
Создание выразительного образа ,
используя различные способы
соединения цветовых пятен;
освоение техники
работы в одном
материале (акварель)
Создание образа
осеннего древа ,
используя гармоничные цветосочетания; освоение
смешанной техники с использованием разных
материалов (гуашь, акварель)

«Я-солнце»
4

Создание выразительного образа с
использованием
приема «монотипия», освоение
тееники работы в
одном материале
(акварель).

16

Выражение
настроения образа графическими средствами
(линии различно
типа); освоение
новой техники
изображения (пастель).

3

ноябрь

1

«Я-луна»

2
«Царство коварного поука»

3

4

Цветы плачутцветы радуются»

«Бяка-закаляка
кусачая»

Создание образа
Солнца с помощью подбора гармоничных цветосочетаний; знакомство с качественными характеристиками
цвета ( теплые,
энергичные, возбуждающие, жизнерадостные).
Создание образа
Луны с помощью
подбора гармоничных цветосочетаний; знакомство с качественными характеристиками цвета
(холодные, спокойные, успокаивающие, умиротворяющие, печальные).
Создание выразительного образа
графическими
средствами, используя линии
различного характера; развитие
умения свободного владения
графическими материалами.

17

Познакомить с
чувтвенно-эмоциональными свойствами цвета для
передачи своего
настроения( изменение насыщенности путем добавления белого
или черного); развивать чувство
эмпатии.
Познакомит с
приёмом агглютинации(«склеивания»,комбинирования) для создания фантастического образа;
учить использовать небольшое
количество оттенков сближенной
цветовой гаммы.
4

декабрь

1

«Снежинки-пушинки»

2

«Цветное Имя»

3
«Старый заслуженный башмак
и новая туфелька»
4

«Колдун»

Создание образа
воздушны летящих снежинок,
используя свободную технику
изображения; создание динамичной композиции.
Создание образа
своего имени, используя теплую
или холодную
цветовую гамму(в
зависимости от
его характера и
цветоощущения).
Использовать различную цветовую
гамму и насыщенность тона
18

для передачи характера изображаемого предмета; развивать
чувство эмпатии.

5

январь

2

«Снег танцует»

3
«Замок изо льда»
4

«Зимние сказки»

Создание выразителного сказочного образа, используя разные
изобразительные
средства (подходящая цветовая
гамма , линии).
Использование
приема свободного движения
графическим материалом под музыку; дать возможность почувствовать музыкальный ритм и
попробовать отразить его изобразительными
средствами.
Создание выразительного образа с
помощью линий
различного характера, сочетания
форм и цветового
решения ( получение оттенков
белого).

6

февраль

1

«Изысканный жираф»

Продумывание
сюжета и создание композиции;
совершенствование техники исполнения изображения различными материалами(гуашь, фломастеры).
Создание выразительного образа
19

2

«Птица-туча»

3

«Зонтик сказок»

4

«Я плачу - я смеюсь»

,вызванного поэтическим произведением; работа
в смешанной технике различными
материалами.
Знакомство с качественными характеристиками
цвета: прозрачный светлый-лёгкий, плотный глухой-тяжелый; создание светлой
или темной цветовой гаммы в зависимости от
настроения.
Создание выразительной формы
(круглый зонт),
цветового фона в
зависимости от
характера изображения, совершенствование работы
с графическим
материалом.
Знакомство с пропорциями лица,
учить замечать
характерные особенности внешности, эмоций и передавать их изобразительными
средствами.

20

7

март

1

«Змей-Горыныч»
«Снегурочка»

2-3

«Цвет моря»
4

Преобразование
привычной
формы (фантазирование и трансформация силуэта
ладони в сказочное существо).
Подобрать цветовую гамму , выражающую грусть,
печаль, состояние таяния снегурочки; Учить
композиционно
располагать изображение , продумывая ближний,
средний и дальний план.
Создание образа
моря и передача
его различных состояний доступными выразительными средствами.
Использование
свойств цветового мазка для создания определенного ритма
композиции( резкий, отрывистый,
мягкий плавный и
т.д.).

8

апрель

1

«Комета-косматая
звезда»

2

«Хулиган нарисовал картину»

«Чудо-птицы Сирин и Алконост»
3-4

Учить передавать
стремительное
движение, динамику , используя
сгущение и разряжение линий и
цветовых пятен.
Используя прием
вживания в образ,
представить различные эмоцио21

нальные состояния озорника; передать настроения посредством
разнообразных
графических приёмов (линии, цветовые пятна разного характера)

9

май

1

«Весна прекрасная»

2

«Ночная песня»

3

«Танцующие
стрекозы»
«Цветут сады»

4

Создание образа
сказочной птицы ,
используя цветовую гамму, подходящую под характер(Сирин-радость, Алконостпечаль) ; совершенствование
навыков работы в
материале (гуашь)
Передача образа
Весны с использованием гармоничной цветовой
гаммы из
нежных, светлых
оттенков.
Поиск образной
выразительности
ночной темноты;
использование
свойств акварели
(по сырому , перетекание, взаимопроникновение) для передачи
эмоционального
состояния (таинственность).
Создание образов
легких, воздушных, стремительных стрекозок,
22

используя свойства цвета и линий.
Интерпретация
музыкальных и
поэтических образов цветения в
изобразительные
образы; создание
гармоничной цветовой композиции.

23

6

Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы

6.1. Литература
1. Н.А. Алексеевская. Карандашик озорной. -«Лист – Нью», Москва.
2. Л.В. Компанцева Поэтические образы природы в детском рисунке.- Москва «Просвещение»
3. А.Ф.Лобова Школа самовыражения : книга для педагогов и родителей. -Урал. Гос.пед.университет .Екатеринбург
4. Г.Г.Григорьева .Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов
средних и высших педагогических учебных заведений. -Москва, издательский центр «Академия»
5. Музыка в зеркале поэзии . Вып.3: «Что в музыке?..» - Из-во«Советский композитор» 1997
6. О.П.Радынова . Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – Москва .гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС
7 . Р.М.Грановская.,Ю.С.Кружанская. Творчество и преодоление стереотипов
8. Практикум по Арт-терапии / под редакцией А.И.Копытина .
6.2.Материально – техническое обеспечение.
Для проведения занятий в изостудии детского сада имеются:
Тип оборудования
ТСО

Наименование
Мультимедийный проектор.
Доска SMART Board.
Компьютер.
Принтер.
Мебель
Мольберт
Столы детские в соответствии с требованиями СанПиН
Стулья детские в соответствии с требованиями СанПиН
Шкаф для хранения пособий и материалов
Изобразительные и расходные ма- Гуашь «Гамма» ( 6 цветов)
териалы ( из расчёта на каждого
Акварель медовая полусухая «Гамма»(24 цвета)
Кисти (белка, нейлон № 3,4,5)
посещающего )
Карандаши простые НВ, В,2В
Карандаши цветные «KOH-I-NOOR» (18 цветов)
Ручки гелевые (синие)
Ластики
Точилки
Пастель сухая «Петербургская» (18 цветов)
Мелки восковые «Гамма» (12 цветов)
Палитры пластиковые
Бумага для акварели формат А3
Бумага для рисования формат А4
Бумага для пастелей тонированная формат А3 и А4
Емкости для воды
Салфетки для кистей
Салфетки влажные для рук (индивидуально)
Аудио и Иллюстративно-наглядПо каждой теме в цифровом формате
ный материал

24

•
•
•
•

Программа дополнительного образования
художественной направленности «Радуга красок»
для детей 4-7 лет
Программа дополнительного образования художественной направленности «Радуга
красок» предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет.
Цели программы:
• Создание оптимальных условий и художественно-образовательной среды для развития художественного сознания, художественных способностей, творческого потенциала и возможности самореализации детей, не угнетающих сознание и психику и соответствующих их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления в творческой деятельности;
• формирование и развитие творческих способностей детей;
• выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
• формирование общей культуры детей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» направлена на то, чтобы
предоставить детям возможность «поиграть» в процессе творческой деятельности, освоить грамотное применение художественных материалов, получив при этом продукт, наполненный детским содержанием. Каждому ребёнку даётся возможность выразить своё впечатление, отношение к выражаемому: то, что поразило, вызвало восторг, удивление, печаль, радость и др.
В программе «Радуга красок» широко использован своеобразный психологический инструментарий, усиливающий восприятие. Это «образная поддержка», представляющая собой
родственные по настроению виды искусств, воздействующие вербально, визуально и аудиально
(картины – настроения, музыка-настроение, стихи-настроения). Подбор произведений для «образной поддержки» произведён с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста.
Программой предусматривается включение в процесс творческого воображения таких
форм получения образов, как гиперболизация (преувеличение), агглютинация (соединение несоединимых качеств), заострение и типизация.
Программа «Радуга красок» расширяет представление детей о эмоционально-психологических возможностях и свойствах цвета, что позволяет им полнее использовать цвет для выражения художественных настроений.
Программа не ограничивает выбор художественных материалов, приёмов и техник. Дети
свободны и раскрепощены в процессе творчества, так как они создают свой новый мир гармонии
и красоты.
Дополнительная образовательная программа по развитию детей смешанной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому
художественно – эстетическому.
•
•

Принципы, положенные в основу программы:
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
25

•
•
•

Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало познавательной, продуктивной и игровой деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принцип индивидуализации, предполагающий учёт индивидуальных способностей и возможностей.
Принцип заботы и охраны здоровья.
•
•
•

•

Форма и режим занятий
Срок реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май).
Основной формой реализации программы являются групповые занятия.
Режим организации занятий:
o Общее количество занятий в год - 68 с сентября по май.
o Занятия проводятся 1 раз в неделю 20 минут для детей 4-5 лет, по 25 минут для
детей 5-6 лет. Количество детей в группе 5-6 человек.
Педагогический анализ знаний и умений в развитии художественных способностей, восприятия и творческого воображения детей проводится 3 раза в год (вводный – в сентябре,
промежуточный – в январе, итоговый – в мае).
Ожидаемые результаты реализации программы

Дети будут
иметь представления:

Дети научатся:

Возраст 4-5
О некоторых видах изобразительного искусства;
О особенностях изобразительной
деятельности: изображении, украшении, достройке;
О разнообразии форм, величин, пропорций, цветовых тонах и их свойствах.

Возраст 5-6 лет
О видах и жанрах изобразительного
искусства, их особенностях и содержании;
О выразительных средствах изобразительного искусства, таких как
цвет, форма, колорит, композиция;
О некоторых изобразительных техниках;

1.Выразитльно передавать образы
объектов окружающего мира;
2.Применят цвет, как средство передачи состояния, характра образа
(добрый-злой, тёплый-холодный и
т.д.) и своего отношения к герою или
явлению (нравится-не нравится);
3.Правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально и
горизонтально),строить планы (по
всему листу , небо-земля, близко-далеко),выделять главное положением
на листе бумаги, величиной;
4. Передавать признаки сказочности
(необычность цветовой характеристики, окр. среды и т.д.);
5. Передавать взаимосвязь пространственную и временную;
6. Отбирать материалы и инструменты в соответствии с образами;

1. Изображать предметы (в натюрморте), ландшафты (в пейзаже),фигуру и лицо человека ( в портрете),
добиваясь определённого сходства с
реальностью;
2.Изображать реальные, сказочные
и мифологические сюжеты;
3. Использовать цвет, как средство
передачи настроения, состояния , отношения к изображаемому и выделения в главного;
4. Различать теплую, холодную, контрастную гамму, яркость, насыщенность, приглушенность, прозрачность и плотность цветового тона;
5. В сюжетном рисовании передавать связь между объектами, выделять главное, используя компози-

26

7. Соотносить качество формообразующих движений с характером образа;
8. Использовать различные возможности мазка;
9. Составлять новый цветовой тон,
разбеливать основной тон для получения более светлого;
10. Использовать и сочетать различные техники;
11. Выражать эмоциональный отклик к различным произведениям
музыкального, поэтического и изобразительного искусств.

цию, изображать предметы близкого среднего и дальнего плана с
учетом линейной перспективы.;
6. Использовать и сочетать различные выразительные материалы и
техники;
7.Различать оттенки одного настроения в произведениях музыкального, поэтического и изобразительного искусств сходного эмоционально-образного содержания.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(912)6777772

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».